ВятГУ запустил программу модернизации системы непрерывного педагогического образования в Кировской области

Прошел год с момента образования в Кировской области Опорного университета
С объединением двух крупнейших вузов региона, у абитуриентов отпала надобность каждый год выбирать: «Пед или Политех?», вместо факультетов были созданы новые институты, объединившие смежные направления подготовки, а студенты и преподаватели получили богатую материальную базу для осуществления учебного процесса. Однако изменения коснулись не только количественных показателей. За год работы в новом формате Опорный университет приступил к запуску программы модернизации системы педагогического образования.

 
Программа соотносится с приоритетными направлениями развития как опорного университета, так и региональной системы образования. – Утверждает Константин Бажин, проректор по проектной деятельности ВятГУ. — Взаимодействие опорного университета с законодательным собранием Кировской области в лице Анатолия Михайловича Чурина, с министерством образования Кировской области позволили выработать единую стратегию развития системы образования Кировской области. Продуктом плотной совместной работы, обсуждений и дискуссий стала дорожная карта модернизации системы образования Кировской области на 2017-2018 гг.
Основные направления изменений были представлены и.о. губернатора Кировской области и получили одобрение.
— Как можно сформулировать основную цель программы модернизации образования Кировской области?
— Привлечение предприятий реального сектора экономики к формированию образовательной политики региона. Так определяется цель образовательных консорциумов. Один из них уже функционирует на базе Восточного образовательного округа. Более 50 участников, включая ВятГУ, Омутнинский металлургический завод, другие предприятия, образовательные организации и муниципалитеты объединились для решения общих задач. Сделать привлекательной для молодежи, других возрастных групп жизнь и профессиональную деятельность возможно только общими усилиями тех, кто проживает на данной территории. Опорный университет помогает решать, как стратегические, так и тактические задачи, используя ресурсы кадрового потенциала ученых.
— Какие пути решения этих задач предложены в дорожной карте?
— Одним из реальных способов решения проблемы, связанной с возможностью получения качественного образования, является формирование в регионе образовательной сети «опорных школ». Серьезный, достаточно длительный процесс предполагает разработку как нормативной базы, так и методологического, психолого-педагогического обоснования, механизмов их создания и функционирования. Эта работа требует интеграции усилий как министерства образования Кировской области, так и ученых опорного университета.

 
Также в этом ключе мы видим необходимость развития системы дистанционного обучения по программам школьного образования, так и реализацию проекта «Мобильный учитель», направленных на решение не только проблем повышения качества, но и доступности образования. Способом решения кадровых вопросов, которые остро стоят в регионе, особенно в сельских школах может стать реально мобильная помощь. Важная роль в этом отношении отводится опорным школам, которые в конкретном районе станут базой для всей сети образовательных организаций района.

 
— А что предусмотрено в дорожной карте для повышения качества образования?
— Актуальным механизмом, обеспечивающим повышение качества образования в современных условиях, выступает профессионально-общественная независимая оценка качества образования, фактически экспертиза. В системе образования такие механизмы сегодня не разработаны в полной мере. Процедура носит заявительный характер, осуществляется на добровольной основе в отношении как образовательных организаций любого уровня, так и конкретных педагогов. Совместными усилиями ученых ВятГУ, министерства образования Кировской области, регионального института развития образования мы планируем разработать порядок проведения процедур независимой оценки, определить состав экспертов. Это очень ответственная и серьезная работа, поэтому проект начнет работать в апреле 2018 года.
Такая работа будет способствовать развитию образовательной инфраструктуры региона, позволит не только повысить качество общего образования, но будет содействовать формированию интеллектуальной элиты региона. В этом плане наш совместный с Правительством Кировской области проект предусматривает развитие целой сети образовательных кластеров, в основе которых лежит предметная область. Лицеи и гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов должны стать ядром данных кластеров, объединяя образовательные организации. Эффективные методики и технологии по конкретным предметным областям (математике, физике, химии и другим) должны найти распространение в работе каждого учителя. Результативный опыт деятельности, обмен лучшими практиками, методическими разработками, объединение педагогов по интересам – направления деятельности образовательного кластера. Ведущая роль в этой интеграции принадлежит ученым-методистам опорного университета.

 
— Поменяется ли как-то работа ВятГУ с учителями с реализацией мероприятий дорожной карты модернизации системы образования области?
— В направлении работы с учителями, которые призваны обеспечить высокое качество преподавания и достижений учащихся, что важно, в рамках массового образования, принципиальное значение университет придает обновлению перечня и содержания программ повышения квалификации. Перед регионом и вузом здесь стоит целый спектр глобальных задач: проведение курсов повышения квалификации учителей на конкурсной основе; создание областной методической службы, возобновление работы регионального учебно-методического объединения как экспертного сообщества по сопровождению реализации ФГОС.

 
Опорный университет ответственно подходит к подготовке педагогических кадров для региона. Главной задачей является усиление практической подготовки студентов педагогических профилей. Изменения носят как организационный, так и содержательный характер. Например, создание единой дирекции образовательных программ по направлению подготовки Педагогическое образование позволит отбирать для ведения занятий со студентами не только лучших преподавателей университета, но ведущих практиков – педагогов. В этом же тренде будут внесены изменения в учебные планы, предполагающие введение непрерывной практики студентов в образовательных организациях, начиная с первого курса. На базе школ области уже к сентябрю будут созданы базовые кафедры университета. Учителя школ будут вести некоторые учебные дисциплины, практическая часть занятий, а также практики будут реализовываться на базе этих школ.
— Какие из мероприятий, вошедших в дорожную карту, уже реализованы и какие будут реализованы в ближайшее время?

 
Уже сегодня в университете созданы учебно-тренировочные кабинеты и студенты по профилю дошкольное образование, начальное образование не только обучаются, но и итоговые испытания сдают в форме и по материалам Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Университет вкладывает значительные финансовые ресурсы, обновляя материально-техническую базу подготовки будущих педагогов. Число таких кабинетов будет расти, а кроме того, уже с сентября 2017 года студенты будут иметь возможность осваивать методику преподавания предметных областей в современных типовых школьных кабинетах, которые будут оборудованы в вузе. Кабинеты химии, физики, математики, биологии, оборудованные по цели и задачи ФГОС, будут использоваться и для повышения квалификации педагогов школ.

Предыдущая статьяСледующая статья