Ольга Салтыкова: Зверь… в каждом из нас

Ольга Салтыкова Спектакль Гудбай, Берлин! в Кирове в театре на Спасской. Отзыв

Очень давно не писала рецензий на киноновинки. Рада, что очередная оказалась не ярким блокбастером от «Марвел» или чем-нибудь до слез патриотичным из российского кинопроката. Поскольку в первом случае неоспоримым преимуществом традиционно являются спецэффекты, а во втором – ставка на эмоции и стремление дотронуться до душевных струн. И в том, и в другом случае другие стороны кино зачастую сильно проигрывают. В начале июля на суд зрителя было представлено другое кино – британский триллер «Зверь». Впрочем, я бы отнесла его, скорее, к жанру психологической драмы, поскольку психологизма здесь куда больше, чем «нервного напряжения».

 

 
Сперва о потрясающей эстетике, в наличии которой британцам никогда нельзя отказать. При всем своем непростом сюжете фильм наполнен красотой – здесь и удивительные краски природы, и потрясающее музыкальное сопровождение, и натуралистичность образов, но не отталкивающая, а притягательная. По ощущениям эстетика «Зверя» для меня близка к «Красоте по-американски», но исключительно по ощущениям, а не по визуальному ряду. К тому же, в британской подаче всегда больше элегантности…

 

 

 

Сюжет «Зверя» нельзя назвать принципиально новым. В той или иной степени вопросы, затронутые в премьере, уже были продемонстрированы ранее . Например, очень сильно тема эффекта толпы показана в относительно свежем – 2012 года – датско-шведском фильме «Охота» режиссера Томаса Винтерберга (тем, кто не видел «Охоту» — очень рекомендую). Но Майкл Пирс, режиссер «Зверя», не концентрируется на одной теме – он создает сложную психологическую паутину причинно-следственных связей — за что его, кстати, уже успели покритиковать. Но, на мой взгляд, критика не вполне обоснована, ведь и в жизни нет одной причины – все переплетено и взаимосвязано. Другое дело, что, возможно, в кино мы привыкли видеть все более упрощенно: белое-черное, причина и события, которые стали ее следствием…

 

 

В чем же драма «Зверя»? Ничуть не оправдывая героев, да и можно ли оправдать убийство, мне кажется, что новый фильм — о звере в каждом из нас: в матери, которая всячески подавляет дочь, не давая не то что глотка свободы, а даже права бать главным героем на собственном дне рождения; в брате, который с радостью перекладывает свои обязанности отца на сестру; в мужчине, ведомом исключительно своими желаниями и мало интересующимся желаниями женщины, которой он хочет обладать; в целом в обществе, готовом разорвать на куски всякого, по тем или иным причинам оказавшегося под подозрением, в девушке, видящей единственный путь решения проблем в физическом устранении человека или людей, их создающих.

 

 

«Зверь» — это, определенно, тот фильм, который стоит посмотреть. Он даже стоит того, чтобы посмотреть его не один раз, поскольку каждый раз будет возможность раскручивать для себя любое из представленных направлений. Смотреть ли его в кинотеатре? Не обязательно, хотя безусловно, на большом экране все воспринимается ярче и чувствуется острее. Вот за эту возможность отдельное спасибо кинотеатру «Колизей» — за арт-зал и за хорошее сильное разножанровое кино.

Предыдущая статьяСледующая статья