Возвращение к истокам

Десять лет назад жительница Тюмени Елена Семенова впервые взяла в руки традиционную игрушку и заболела ею. Сейчас она признанный мастер и учит других бережно относиться к народному наследию. Читайте в «НВ», как одна случайная встреча в поезде изменила будущее без пяти минут юриста.
– Я переехала из Тюмени в Киров в 2004 году, – рассказывает Елена Николаевна. – В родном городе поступила на юридический факультет одного из вузов, поэтому приходилось постоянно ездить на сессии. Как-то раз в поезде познакомилась с женщиной. А надо сказать, в студенческие годы занималась в фольклорном ансамбле. Узнав об этом, попутчица поинтересовалась, знакома ли я с традиционной народной куклой и знаю ли, что в Кирове есть замечательные мастера этого вида народного творчества. Впоследствии я узнала, что это был известный мастер по традиционной народной кукле, искусствовед, художница, преподаватель Академии постдипломного педагогического образования Марина Мишина из Санкт-Петербурга.
В 2005 году Елена Семенова впервые пришла на занятие в ОДНТ к мастеру Нине Осиповой.
– После этого у меня даже вопроса не возникло – заниматься этим или нет, – улыбается Елена Николаевна. – Сразу поняла: это мое. Приехала на вятскую землю и нашла себя.
Кстати, у отца моей мамы фамилия Кукарских. Их семья жила там, где в конце XIX – нач. XX века селились самоходы (переселенцы) из Вятской губернии. В Тюменской области даже есть деревня Вятка. Так что вполне возможно, что я просто приехала жить на родину своих предков.
Через два года, когда Елена должна была сдавать госэкзамены по юриспруденции, у нее уже проходила персональная выставка в Тюменском областном музее изобразительных искусств.
Живая ткань
– Вначале, конечно, были традиционные куклы – обрядовые, обережные, игровые, – рассказывает мастер. – Сейчас же я в авторском поиске, но на основе традиционных конструкций. Потому что все‑таки традиционная кукла – не ремесло, это образец народного искусства, которое достаточно аутентично.
Яркой иллюстрацией работ Елены Семеновой могут служить «Легенды Вятки». 13 сентября в библиотеке № 3 «Маяк» города Кирова открылась выставка персонажей сказок и легенд вятского края.
– Вдохновение я черпала в сказках народов, проживающих на территории Кировской области, – говорит Елена Семенова. – Коренного народа – удмуртов («Мышь и воробей»), пришлого – русских («Ворона», которая, кстати, есть и в «Энциклопедии земли вятской») и рядом проживающего народа – татар («Хвастливый заяц»). В этих историях главные действующие лица – звери, но они живут и действуют, как люди. Я попыталась передать их характер через костюм. Кроме того, по костюму сразу можно понять, какой народ придумал эту сказку.
Действительно, зверей и птиц хочется разглядывать и разглядывать – как гармонично сочетаются пестрые ткани, различные фактуры…
– У меня нет художественного образования, так что практически все знания и навыки я получила опытным путем, – улыбается Елена Николаевна. – Годами ищешь, чтобы было узнаваемо, красиво и все можно воплотить в жизнь подручными средствами.
Мастер берет в руки белку и зайца-татарина.
– Вот эти лоскуточки мне отдали на одной из наших фабрик, старинный бархат подарил знакомый, это обрезки от старой кожаной куртки, а вот – от платья бабушки моего мужа, – рассказывает Елена Семенова. – Только тесьма новая. Кстати, интересно работать именно со старой тканью, которая полежала, ее стирали, носили. Она становится «живой», со своей историей, и выглядит на куклах по‑другому: богаче, интереснее.
«Славянка»
Помимо занятия любимым делом Елена Семенова руководит творческим объединением «Славянка», где учит всех желающих делать своими руками традиционную народную игрушку. Там занимаются изучением и изготовлением традиционных кукол, лоскутной игрушки, тильды.
– Современная жизнь настолько интенсивная, насыщенная, перегруженная ненужной информацией, что человеку необходима разрядка, – говорит мастер. – Когда работаешь руками, голова отдыхает, стресс снимается. К тому же у женщин потребность в мелком ручном труде заложена генетически. Женщины веками вышивали и вязали. Раньше девочка начинала готовить себе приданое самое позднее с 12 лет. А до того, как готовить его, надо было еще и научиться делать. И учились – на куклах. Раньше девочка всю свою жизнь «проигрывала». Сейчас же выросло поколение, недоигравшее в куклы, не «прожившее» мечты в игре.

Справка

В последние годы очень возрос интерес к традиционной тряпичной кукле. Этот элемент культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы, сохранившиеся в разных регионах России, удивительно архаичны. Они просуществовали в культуре вплоть до середины XX века.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности их главное отличие от современных игрушек.
Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляются индивидуальность, характер исполнителя.

Предыдущая статьяСледующая статья