Игорь Олин: Психическая атака. Школы не знают, что делать с «поведенческими» детьми

Первоклассник Алёша празднует день рождения и по старой школьной традиции готовится раздавать конфеты одноклассникам. «Можно я не буду давать конфету Пете? Я не хочу его угощать», — спрашивает он на перемене учительницу. Она уговаривает его изменить решение: «Ты должен понять, что у нас Петя вот такой — особенный, не надо его обижать». Алёша немного упорствует, но соглашается. На днях этот особенный Петя помочился в ведро, смочил в нём тряпку и хлестал ею по лицу других ребят. ( Collapse )
«На физкультуре, главное, встать подальше от Пети, иначе он толкнет, стукнет палкой», — признаётся маленькая девочка. Он может говорить вслух, кричать, петь на уроке, на контрольной, мешая товарищам. В течение всего года учительница вынуждена заниматься с ним отдельно после занятий, потому что в классе он толком ничего не усваивает, хотя интеллектуальное развитие Пети соответствует норме. От опытного, высококвалифицированного педагога обучение этого ребёнка требует невероятного напряжения сил, недюжинного терпения и порою превращается в муку. Мальчик неадекватно реагирует на замечания и требования взрослых. Может специально поступать наоборот – сказали, что нельзя во время экскурсии в музыкальную школу заглядывать в кабинеты, значит, будет открывать двери и хлопать ими. Поведение демонстративное, чем больше на него обращают внимание, тем более вызывающие поступки он совершает. На открытом уроке он завизжит и будет ползать на четвереньках по полу. Самая серьёзная тревога – за жизнь и здоровье самого Пети и окружающих его детей. Ученик способен самовольно уйти с урока, из школы, где-то бродить часами. С ровесниками у него постоянно возникают конфликты, потому как он их стукает, обзывает, а их вещи бросает и ломает. Получая отпор, проявляет истерические реакции, себя не контролирует.

Классный руководитель уговаривает мать Пети обратиться к психиатру, перевести сына на индивидуальное обучение. Родительницу такой вариант не устраивает. Она ссылается на то, что, бывая в классе только в отдельные дни и на внеурочных мероприятиях, мальчик не пройдёт необходимый этап социализации, а врачи его «залечат» и «заколют». В сложившейся ситуации она винит одноклассников Пети, которые его невзлюбили, накапливается её раздражение и против учителя. С одной стороны, мать не может не осознавать, что учительница в течение всего учебного года посвятила Пете колоссальное количество времени, но, с другой стороны, регулярное напоминание ею о существующих проблемах и необходимости их решения родительницу нервируют.

Школа по нормам законодательства не может отказать в обучении ребёнка. Без согласия родителей школа не может направить учащегося на обследование. Сегодня даже работа школьного психолога с детьми должна проводиться с письменного разрешения родителей. Иногда родители, согласившись на посещение ребёнком областной психолого-медико-педагогической комиссии, получив на руки рекомендации, которые их не устраивают (например, обучение по адаптированным программам для детей с задержкой психического развития или вообще для детей с умственной отсталостью, наблюдение у невролога, психиатра), в школу их не доносят. И опять же имеют на это право. Безусловно, вменяемые родители, в первую очередь, будут исходить из интересов своего чада и стараться соблюсти рекомендации. Беда в том, что у нас масса родителей, которые сами «глубокая коррекция» или которые собственные амбиции, комфорт, обывательский опыт ставят куда выше выводов и советов специалистов.

Так учитель и целый детский коллектив порою становятся заложниками одного ребёнка, а точнее его родителей, не желающих принимать меры по определению и ликвидации причин ненормального поведения дитяти. К сожалению, число «поведенческих» (на сленге учителей начальных классов) детей растёт год от года, что ведёт к резкому увеличению связанных с этим школьных конфликтов. Родители жалуются на педагогов, которые «недосмотрели за учениками», когда один нанес травму другому; требуют от директоров убирать из класса нарушителей дисциплины, а те этого сделать не в силах. Родители нарушителей дисциплины жалуются уже выше по поводу наступления на священное право образования в той форме и на тех условиях, как именно они хотят.

Между тем на днях старший научный сотрудник отдела детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Михаил Иванов, выступая на заседании Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном по правам ребенка, отметил: «За последние 5 лет отмечается небывалый рост психических расстройств: эндогенных психозов из группы аутизма. При таком стечении обстоятельств прогнозируем, что к 2020 году детская психическая заболеваемость увеличится на 20%». Эксперт пояснил, что чаще всего нестандартное состояние ребенка определяется как обычная задержка развития, невоспитанность, избалованность. Потому диагностика и лечение психических заболеваний часто своевременно не производится.

Это новый вызов эпохи, на который система образования должна своевременно среагировать. Но при существующем положении дел проблема выглядит тупиковой.

Оригинал тут

Предыдущая статьяСледующая статья