Ирина Брежнева: «Жизнь танцевального спектакля не бывает длинной»

Ирина Брежнева

Когда современный танец пришёл во Францию, министерство культуры выделило специальный грант, на средства которого были открыты семнадцать центров современного танца по всей стране. Это решение позволило в короткие сроки подготовить хореографов и исполнителей и создать целое национальное направление в современном танце. Для отечественных хореографов такая поддержка на уровне государства остаётся несбыточной мечтой. Утопией. Но в любом преодолении можно найти ту энергию, которая поможет двигаться вперёд.

 

 
Ирина Брежнева, арт-директор фестиваля-лаборатории современного танца и перформанса ZDВИГ, хореограф «Театра на Спасской», человек, чьим вдохновением, талантом и неуспокоенностью в Кирове продолжает развиваться contemporary dance, эту энергию очень хорошо чувствует. И делает – вопреки обстоятельствам – почти невозможны вещи.

 

 

Вот в репертуаре театра появился спектакль «Во сне я вижу» – социальный проект, созданный с группой слабовидящих детей. Вот пятый ZDВИГ снова собирает полные залы зрителей. Каждый из фестивальных вечеров – это открытия и откровения. Диалог со зрителем. Серьёзный разговор о формах и смыслах. В модераторах – Александр Андрияшкин и Александр Любашин. Ключевые фигуры в современном танце в России. А ведь фестиваль мог бы и вовсе не состояться. Вот в городе появились афиши вечера современной хореографии.

 

 

Он состоится в апреле в «Театре на Спасской» и будет состоять из двух уже знакомых кировскому зрителю спектаклей – «Ожидание» и «Как ухаживать за живыми?». Когда-то их танцевала знаменитая «Миграция». Сейчас их исполнят театр танца «Сюрприз» и образцовый коллектив «ТанцПространство».

 

 

«Новый вариант» попросил Ирину Брежневу рассказать о том, как спектакли обретают новую жизнь и стоит ли зрителям бояться чего-то не понять в современной хореографии.

 

– Почему эти два названия снова возникли?

– Оба спектакля объединены одной темой. Подростковой. Из которой мы однозначно выросли. Жизнь танцевального спектакля вообще не бывает длинной. Это всегда определённое количество показов на определённую аудиторию.

Впервые оба спектакля были поставлены достаточно давно, прошло уже немало времени. Так случилось, что сейчас я много работаю с детьми. Это совсем другая работа. Не та, которая происходила со «своими», когда ты понимаешь, что это всё – твоё. Тут другая политика, другая философия. Парадокс состоит в том, что идея поставить именно эти спектакли возникла у самих коллективов. Они попросили восстановить их. И там, и там есть те, кто готов и хочет работать над этим материалом. Зная их возможности, я поняла, что это может быть интересно. В первую очередь – для самих ребят. Думаю, это станет каким-то определённым этапом для них.

Можно сказать, что нашлась некая точка пересечения – меня в каком-то моём прошлом и этих ребят в их настоящем. На этом стыке случились оба спектакля. Не думаю, что это плохо. Для них это не просто путь повторения того, что когда-то делали мы. Нет. Просто на какой-то момент наши дороги пересеклись, а дальше каждый пойдёт своим путём.

Когда есть некий багаж опыта, какого-то знания, творческих наработок, важно знать, что это кому-то нужно, что это остаётся востребованным. В этом смысле, мы нашли друг друга.

 

 

– Символично, что оба спектакля будут показаны на сцене «Театра на Спасской».

– «Театр на Спасской» – место, где начинал свой путь проект «Миграция», где он развивался, рос и дошёл до какой-то определённой точки. Это именно та площадка, на которой есть смысл и интерес показать наши работы. Думаю, что наш вечер будет интересен и для тех людей, которые помнят танцующую «Миграцию». В последних наших работах танца было всё меньше и меньше, и всё больше – глубины, философии, концепции. Это нравилось не всем. Далеко не всем. А в спектаклях, которые мы покажем в апреле, как раз много хореографии, прозрачный и понятный сюжет.

 

 

– То, что поймёт каждый?

– Современный танец даёт возможность своего прочтения любого материала. Это интересно. В первую очередь – думающему зрителю. Тому, который умеет фантазировать. Который умеет мечтать. В любом современном театре очень важно относится к зрителю, как к умному собеседнику.

Когда я работаю над спектаклем, я обозначаю свои направления, и не жду, что зритель прочтёт это именно так, как я закладывала. Очень здорово, если это будет в его трактовке прочитано как-то совершенно иначе. В этом есть некий интерес.

 

 

– Но у зрителя внутри сидит именно этот страх – не понять всего, что имел ввиду автор. Не так назвать, сформулировать для себя…

– Не надо пытаться всему найти место и название. Не всё можно объяснить словами. Если это сделано интересно, отклик обязательно найдётся. А в какой форме – не так и важно. Иногда ты просто что-то чувствуешь и даже не понимаешь, что с тобой происходит. Это ценно! Это тот опыт, который, с одной стороны, пугает, с другой стороны – он ни с чем не сравнимый! Просто случается на каком-то другом уровне.
Беседовала Софья Петрова

Фото из архива «Театра на Спасской»

Предыдущая статьяСледующая статья