Два месяца в Париже

Главный художник Театра на Спасской Елена Авинова недавно вернулась со стажировки из Франции.  Сегодня она отвечает на вопросы НВ.

 

– Лена, расскажи об условиях стажировки.

– Союз художников России имеет в Городке искусств (Cite des artes) в Париже несколько студий-мастерских, куда можно поехать, если ты член Союза художников, хочешь реализовать свой проект в Париже и способен платить за студию. У меня был минимальный срок стажировки – два месяца, но есть стажировки до полугода.

 

– Что представляет собой твой проект «ЛАВ АВС»?

– Первоначально он назывался «Алфавит для друга» и впервые был показан в вятской «Галерее Прогресса». На его основе был написан проект для стажировки в Париже. Там я сделала несколько работ с разными алфавитами, расширив круг адресатов. Кроме существующих декоративных буквиц Кельтского и Оттоновского алфавитов, я начала придумывать свои буквы в разной стилистике.

На многих буквах изображены персонажи из моей графики – некие альтер-эго – Пьеро в остроконечных колпачках. На алфавите «Мое Средневековье» фигуры Пьеро переплетаются в замысловатых позах, напоминая пластикой средневековые сюжеты из жизни Христа. Я создаю своего святого – Пьеро, сочиняю его житие в буквицах. На конструктивистком алфавите «Черный квадрат» созданы буквыконструкции, придуманные на основе тех архитектурных шедевров, которые я воочию увидела в Париже.

Эти конструкции населены теми же фигурками Пьеро. «Панк-алфавит» рисовался вместе с оборотной стороной открытки, это быстрые изображения фломастером, связанные с панк-символикой. Наконец, алфавит с рисунками на обнаженном женском теле – собственно «LAV ABC» L. AV. – мой псевдоним, моя подпись – первые буквы моего имени и фамилии, созвучные английскому LOVE. «Моя азбука» или «Любовь к буквам» – так дословно можно трактовать название. Это не совсем боди-арт, а рисунки на теле с желанием соединить мысль и хаос, Аполлона и Диониса, разум и эрос.

У стенда

– Поскольку твой проект воплощен в почтовых открытках, не означает ли это призыв отказаться от общения по Интернету?

– Нет, но это попытка вернуть моду на письмо рукой по бумаге, моду на почтовые отправления.

 

– Когда мы увидим твой проект?

– В Кирове я хочу показать его уже после премьеры в Москве и Петербурге. После завершения выставок все мои адресаты получат свои открытки обратно.

 

– Как я догадываюсь, эта гигантская работа требовала знакомства со специальной литературой?

– В Париже я записалась в Национальную библиотеку имени Миттерана. В отделе искусства в свободном доступе есть любые книги, я искала там все, связанное с декоративными буквицами средневековой и ренессансной Европы, снимала кальки, фотографировала, это помогало мне придумывать свои алфавиты.

 

– Расскажи подробнее о Сите Дес Артс.

– Сите Дес Артс имеет две резиденции: одна – в округе Марэ в старом центре Парижа на набережной Сены, вторая – на Монмартре. Каждая резиденция – это целый комплекс зданий. Я жила в Марэ, в доме XVII века, в студии, где раньше была квартира Отара Иоселиани.

На территории резиденции находится около 300 мастерских, все живут довольно обособленно, пересекаясь лишь на культурных событиях – концертах, перформансах, опенстудиях. Атмосфера, конечно, располагает к творчеству: у тебя есть все необходимое для работы и каждый день – море впечатлений.

 

– В работе над проектом, наверное, подпитывали также музеи и выставки?

– Дорога до Лувра занимала полчаса, поэтому я бывала там особенно часто. Берешь план на русском языке и идешь смотреть что то одно – например, итальянцев или немцев. За один визит не посмотреть много, от великих оригиналов получаешь такую энергию, что быстро устается. Впервые увидела в оригиналах многих художников, особенно хорош Вермеер.

В «Гран-пале» – главном выставочном зале Парижа – посмотрела выставку «МОНУМЕНТА-странный город» русских концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых, оценила и замысел, и реализацию полномасштабного проекта, сделанного специально для этого пространства. Там же посмотрела выставку Роберта Мэпплторпа – фотографа, вдохновлявшегося мужской эротикой.

В Центре Помпиду, где представлено современное искусство, была тоже много раз, и на постоянной экспозиции, где выставлены работы авангардистов ХХ века, и на выставках, примеру, на выставке Анри Картье-Брессона – основателя агентства «Магнум», родоначальника живой непостановочной фотографии.

 

– Где еще удалось побывать?

– Не раз ходила пешком на кладбище Пер-Лашез. Это целый старинный город из склепов и памятников, там интересно гулять целый день, разглядывать буквы на камне и фотографировать фактуры. Нашла могилу Джима Моррисона… А вот до небольшого русского кладбища в городке Сент-Женевьев Де Буа нужно было ехать, хотя путешествие оказалось интересным.

Нелегко разыскать кладбище в небольшом городке, где по воскресеньям никого нет на улицах и спросить дорогу не у кого. Но я знала по французски слова «прямо», «направо», «налево», и это помогло. Там лежит вся белая гвардия, кто умер во Франции, причем кое где целыми ротами. Поклонилась Тарковскому, Бунину, Мережковскому с Гиппиус. В самом Париже ходила в cобор Александра Невского – православный храм, где отпевали в свое время Тургенева, Шаляпина, Кандинского, Тарковского. Это единственное место, где меня понимали по русски.

 

– Что поразило тебя в Париже больше всего?

— Как ни странно – люди. Я думала, что здания, соборы и мосты меня впечатлят больше. Но в этом городе такие красивые и свободные люди, что это поражает. Могла просто сидеть на скамейке или на газоне в саду и смотреть на прохожих. Кассиры в магазине, бомжи и попрошайки, парочки всех ориентаций и многодетные семьи – прекрасны.

 

– Каким был твой досуг? Как там отдыхают?

– Парижане любят пробежки, по вечерам в Люксембургском саду или в любой зеленой зоне бегают люди. Любят созерцательный отдых – сидеть, например, в Пале-Рояль, положив ноги на фонтан. В городских садах много стульев, шезлонгов и лавочек. Пожилые люди читают книги, играют в шахматы. Любят устраивать пикники. В июне вся набережная Сены усыпана разношерстными компаниями – пьют, едят, общаются. До поздней ночи. Я тоже любила посидеть на набережной с друзьями, распить бутылочку вина. Сложно не принять такие приятные традиции, я их сразу с радостью освоила.

 

– Хотелось бы еще побывать в Париже?

– Конечно, надеюсь на новую встречу. Этот город неисчерпаем.

Авинова в Париже

 

Татьяна БУШМЕЛЕВА

Предыдущая статьяСледующая статья

2 Comments

  1. где только кировчан не знают. Отлично. так держать