Автомобилистам компенсируют утраченную товарную стоимость поврежденных в авариях машин.
Банк России предложил компенсировать утрату товарной стоимости транспортных средств. Для этого Центральный Банк подготовил проект указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Согласно документу страховые организации будут обязаны учитывать то, как сильно потеряли в цене восстановленные после ДТП автомобили. Для этого в методике предлагается прописать правила расчета компенсации УТС, так как побывавшая в аварии машина после ремонта, как правило, теряет в цене. Следует напомнить, что в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» разъяснено, что наряду со стоимостью ремонта и запасных частей подлежит возмещению утраченная товарная стоимость.
Под утратой товарной стоимости понимается уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением его товарного (внешнего) вида или эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей (узлов, агрегатов), соединений и защитных покрытий, из-за возникших дефектов или повреждений и их последующего устранения (ремонта). Утрата будет рассчитываться для автомобилей, у которых необходимо устранить перекос кузова или рамы, произвести замену или ремонт элементов каркаса кузова, полную или частичную покраску наружных поверхностей и др. Ее величина должна определяться для каждого поврежденного элемента по специальной таблице коэффициентов, которые зависят от вида восстановительного ремонта и ремонтируемой детали. Она также будет отличаться для различных категорий (видов) и марок транспортных средств.
В методике пропишут и ограничения. На возмещение утраты товарной стоимости не смогут рассчитывать владельцы автомобилей с более чем 40 % износом деталей, возрастом более пяти лет и с истекшим гарантийным сроком. УТС не выплатят, если поврежденная деталь заменялась или требовала замены в связи коррозией, имела неустранимые повреждения или следы ремонта. Помимо этого, утраченная стоимость не будет рассчитываться, если транспортное средство ранее подвергалось окраске. Новая инициатива Центробанка оставляет двойственное впечатление: с одной стороны, это проявление заботы об автовладельцах – они получат право требовать со страховых компаний возмещения УТС, а с другой – компенсация составит на 25-30 % меньше чем сейчас. Связано это с тем, что в угоду страховщикам значительно понижены основные коэффициенты, используемые в рекомендациях Минюста для судебных экспертов. Поэтому можно без преувеличения утверждать, что автовладельцы понесут невосполнимую утрату. При возникновении спора о страховых выплатах следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу.
Александр КИРПИКОВ,
Центр правовой помощи
Все виды юридических услуг
Тел. (8332) 49-42-43
http://jurist-43.livejournal.com