В большинстве регионов введен масочный режим, из-за чего магазины отказываются обслуживать покупателей без масок и перчаток. Законно ли это?
В большинстве российских регионов введен масочный режим. Граждан обязали носить маски и перчатки в общественном транспорте и объектах розничной торговли. Из-за введения масочного режима работники некоторых магазинов отказываются не только обслуживать, но и пускать покупателей в торговые залы без средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.). Ряд торговых точек предлагают приобрести маски и перчатки прямо в магазине.
В этой связи Министерство промышленности и торговли издало рекомендации организациям торговли по использованию населением средств индивидуальной защиты. В рекомендациях подробно описано как реагировать на попытки прохода посетителей без масок и перчаток на территорию магазина, включая необходимость вызова сотрудников органов внутренних дел для пресечения нарушения. Из рекомендаций следует, что магазин также вправе отказать покупателю без маски в обслуживании на кассе. Попытаемся разобраться, законно ли не пускать в магазин без маски и перчаток? По договору розничной купли-продажи торговая организация (магазин) обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, а покупатель обязан его оплатить. В силу статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи является публичным договором. То есть магазин обязан заключить договор с каждым, кто к нему обратится.
К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Правительство Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» наделено правом издавать для потребителя и продавца правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров. Данные правила распространяются и на договоры розничной купли-продажи.
Постановлением от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. Правила регулируют отношения при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Ни Гражданский кодекс, ни Закон «О защите прав потребителей», ни Правила не содержат такого основания для отказа в заключении договора розничной купли-продажи, как отсутствие у покупателя средств индивидуальной защиты. Следовательно, отказ магазина в обслуживании покупателя без маски незаконен.
Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. С учетом этого навязывание покупателю приобретения индивидуальных средств защиты (масок, перчаток и др.) не соответствует установленному законом запрету.
Работники организаций торговли не относятся к должностным лицам, которые вправе осуществлять контроль за соблюдением гражданами требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Проверка их исполнения осуществляется органами санитарно-эпидемиологического надзора и внутренних дел. Поэтому продавцы не вправе требовать наличия средств индивидуальной защиты у покупателей при входе в магазин. При том, что маски и перчатки должны выдавать. Действия работников торговли, которые отказываются пускать в магазин покупателей без средств индивидуальной защиты, следует квалифицировать как нарушение прав потребителей либо как самоуправство. А предложение приобрести маски и перчатки в магазине – включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законом. Размер штрафа за нарушение прав потребителей по статье 14.8 КоАП РФ может достигать для должностных лиц до 50 000 рублей, а для организаций – до 500 000 рублей.
В случае если покупателя не пустили в торговый зал без средств индивидуальной защиты, заставили приобрести маски или перчатки либо продавец магазина отказал покупателю в обслуживании на кассе покупатель вправе обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора и прокуратуру по месту жительства. В обращении необходимо указать дату, время и место покупки, причину отказа, изложить возникшую ситуацию (ограничили проход в магазин, потребовали купить маску, отказали в обслуживании).
Помимо подробного описания возникшей ситуации и нарушений, которые были допущены работниками магазина, следует попросить принять предусмотренные законом меры. Обращение можно направить в письменной форме заказным письмом либо отправить в электронном виде через официальный сайт Роспотребнадзора, интернет-приемную генпрокуратуры или прокуратуры вашего региона. А лучше и там и там. Срок рассмотрения обращения не может превышать 30 дней.
Для защиты прав и законных интересов следует обращаться за оказанием правовой помощи к юристу. Задать вопрос и получить юридическую консультацию вы можете на сайте и в группе ВКонтакте.
Александр КИРПИКОВ
Центр правовой помощи
Все виды юридических услуг
Тел. 8 (922) 98-98-223, (922) 98-98-224 https://kirpikov.ru/
Будет ли означать жалоба в Роспотребнадзор на магазин в отказе продать товар без СИЗ, признанием нарушения масочного режима? Могут ли на основании этой жалобы гражданина привлечь по статье за нарушение этого режима?