Правительство опять водит нас с ценами за нос. Непрерывное подорожание всего и вся десятилетиями было самой горячей темой в экономике. Ещё бы не переживать, когда при дикой инфляции видишь, как беднеешь на глазах. Правда, в последние пару лет проблема, казалось, почти отступила. Только народ вздохнул, постепенно привыкая к диковинной ситуации, когда цены годами почти не растут, как с лета 2018 г., похоже, понеслось по новой.
Правдоруб Лукашенко
В начале сентября министра экономического развития М. Орешкина загнали в угол и наконец заставили сказать то, о чём так упорно все последние месяцы молчало правительство. Дело было в кулуарах финансового форума, куда Максима Станиславовича занесло по служебной надобности. Журналисты отловили министра в кулуарах и начали пытать на тему очевидного для всех, кроме руководства страны, роста цен. Отвертеться не получилось, в итоге он нехотя выдавил из себя, мол, да, не справились, «инфляция будет выше 4, 5%».
Это, мягко говоря, полуправда. Тут, как водится, смотря чем и как мерить. Если по глубоко искусственным ценам в столовых Кремля и Белого дома, которые, как шутят некоторые эксперты, похоже, давно стали единственным критерием инфляции для членов правительства, – тут тишь да гладь. Это известные заповедники потёмкинских цен. Правда, у остального населения доступа к этим сладким кормушкам нет, зато все видят, что творится в обычных магазинах. Если хотя бы слегка выглянуть из высоких кабинетов в реальную жизнь, впору ужаснуться.
Хотите примеров? Порой полезно послушать, что говорят со стороны. Скажем, в середине августа 2018 г. не в первый раз страшную правду рубанул президент Белоруссии А. Лукашенко. На встрече с аграриями он, как водится, принялся давать им отеческие наставления и обронил потрясающую фразу: «Взрывной рост цен на мясо в России проспать нельзя». Речь о чудовищном подорожании продуктов, которое родное российское правительство предпочитает замалчивать. Кто не в курсе, за первую половину года свинина в опте подорожала на 20–30%, индюшатина – на 40%, курятина – на четверть, говядина – на 15%. В итоге, как рассказывают эксперты, крупнейшие производители колбасы в августе обратились к правительству с челобитной, умоляя не наказывать их за неизбежный грядущий резкий рост цен.
Другая малоприятная новость, подорожание муки на 23% с начала года, которое рано или поздно ударит по ценам на хлеб, корма, потом и всё остальное. Это на фоне рекордного в истории урожая! Что касается несъедобной части потребительской корзины, тут тоже, куда ни ткни, всюду рост цен куда выше смешных 4–5%, прописанных в правительственных программах. Увы, фронт обороны против высокой инфляции держался не слишком долго, цены прорвало по всем направлениям. Все видят, как сильно дорожают бензин, билеты, автомобили, сотовая связь и т.д. Даже жаднейшие российские госбанки в итоге вынуждены были начать подъём ставок по вкладам, которые они с удовольствием планомерно резали все последние годы. Это косвенное признание полного провала громогласных правительственных обещаний держать инфляцию, то есть процесс, который медленно, но верно сжирает народные деньги, на коротком поводке.
С другой стороны, чего ещё ждать? Кто, как не медведевский кабинет министров засучив рукава проводит в жизнь одну из самых дебильных экономических идей не только нынешнего года, но, пожалуй, всего последнего десятилетия. Речь о повышении главного налога страны, НДС. Наверху отчаянно врут, будто рост на 2% народ якобы почти не почувствует. На деле прекрасно знают –налог тонкий и многоплановый. В реальной стоимости многих товаров эти формальные 2%, пройдя через все цепочки, превратятся в 5–15% подорожания. Наконец, кто, как не правительство, полностью прогнулся перед отчаянно жирующими госмонополиями, от энергетических до транспортных и коммунальных. Если эти организации и умеют что-то делать по-настоящему хорошо, так это лоббировать беспрестанный рост цен на свои услуги, придумывая миллиарды аргументов, почему всё непременно должно дорожать. Притом желательно куда быстрее официальной инфляции.
Премьерская арифметика
В общем, по поводу всё более серьёзных расхождений между реальностью и циферками, начертанными в документах правительства. Стало ли народу лучше и веселее в последние годы? Возьмём объективные данные. Что точно, несмотря на все рекордные урожаи, бешеный рост производства и пр., питаться люди стали хуже.
«Даже по официальным данным Росстата, которые можно почерпнуть из сборника «Здравоохранение в России» за 2017 год, потребление основных продуктов питания снизилось», – отмечает экономист Игорь Николаев. Он приводит такие цифры. Конкретно потребление мяса упало с 75 кг на душу населения в докризисном 2013 г. до 74 кг в 2016 году. Прошлый год в данные нашего неспешного Росстата пока не попал, но он точно не принёс облегчения, падение продолжилось. За то же время потребление молока и его продуктов в России снизилось с 248 до 236 кг на душу, фруктов и ягод – с 64 до 62 килограммов. Как оказалось, хуже всего с потреблением рыбы, оно за три года рухнуло с 24, 8 до 19, 5 кг на душу в год.
Ситуация с продуктовой инфляцией тоже нешуточная. Притом во многих регионах рост цен сильнее, чем в среднем по стране. При этом по загадочной причине дорожает всё продовольствие, даже то, где зависимость от импорта невелика. Например, стоимость чая, который почти весь завозной, за два последних года подскочила на 25%. Тогда как картофель, по производству которого РФ держит второе место в мире, подорожал на 29%. Сильнее всего это бьёт по самым бедным. Потому что народу в прямом смысле едва хватает на еду. Даже до нынешнего ценового разгула многие семьи тратили на питание от 30 до 60% доходов, сейчас ещё хуже.
Ответ оказался неожиданным. Премьер Дм. Медведев то ли не дружит с математикой, то ли, наоборот, очень хорошо умеет считать. На встрече с партактивом «Единой России» в Уфе Дмитрий Анатольевич заявил, что государство, конечно, может вмешаться и отрегулировать цены на продукты. Но сразу оговорился, мол, правительство пойдёт на это, только если за месяц они вырастут более чем на 30%.
Проще было честно признать: кабинет Дм. Медведева не ударит палец о палец, даже если разразится гиперинфляция. Легко подсчитать, если какой-то продукт будет дорожать на обозначенные премьером 30% в месяц, в следующий месяц – ещё на 30% и так далее. В таком случае проценты будут нарастать как снежный ком, за год цена увеличится почти в 3, 6 раза. Например, если пакет молока в начале года стоил 50 руб., с инфляцией 30% в месяц, через 12 месяцев цена будет 180 рублей. При этом государство, судя по заявлению премьера, вмешиваться не станет. Потому что даже в этом случае подорожание укладывается в 30%. То есть, с точки зрения премьера, всё нормально.
Киты инфляции
К счастью, такой сценарий нам не грозит. Но и помощи от правительства не дождёшься. На деле кабинет Дм. Медведева будто специально делает всё, чтобы разогнать цены ещё сильнее. Отличный пример – бензин. Пока во всём мире радовались резко подешевевшему топливу и подсчитывали выгоды для национальных экономик, в РФ кусали локти, наблюдая, как растут цены на заправках. Что касается нынешней ситуации, уже 20 месяцев нефтепродукты в России дорожают гораздо быстрее инфляции.
Схожая картина в области продовольствия. Зерно, которого у нас в достатке, это не только хлеб, также корма. Поэтому его цена влияет на стоимость мяса, искусственно выращенной рыбы и других подобных продуктов. На деле цены на хлеб легко регулировать. У правительства есть огромный запас, потому что ещё в 2010 г., после жестокой засухи, создали огромный зерновой резервный фонд. Достаточно одновременно выбросить из него на рынок миллион-другой тонн дешёвого зерна, одновременно чуть прижать зерновой экспорт, цены на хлеб тут же рухнут в разы. Только фонд есть, а эффект от него почти нулевой, закрома почти не используют, чтобы сглаживать цены.
Вместо этого в последние годы идёт бурное расширение зерновых терминалов в черноморских портах, через них дополнительные миллионы тонн зерна потекут в Иран. Эта страна практически монопольный поставщик муки в 30-миллионный Афганистан и 36-миллионный Ирак. Таким образом, российское зерно превратится в иранскую муку и накормит народы Ближнего Востока. Безусловно, это очень хорошо для тех немногих агрохолдингов, которые реально допущены к зерновому экспорту. Но система устроена так, что большинство производителей сдают зерно перекупщикам, так что реальной выгоды от экспорта не получают.
Третий опорный столп инфляции – тарифы ЖКХ. Тут правительство всегда умело водило население за нос. В последние годы в особенности. Смешно вспоминать давно забытые обещания полностью удержать рост цен на коммуналку, хотя бы в пресловутых пределах инфляции. Какая инфляция, когда в платёжки постоянно включают всё новые дополнительные сборы, от капремонта до страхования. В зависимости от размеров квартиры одно это добавило к месячной плате до нескольких тысяч. Причём этот «подарок» населению был сделан на редкость не вовремя, на пике кризиса. Не говоря о налоге на жильё, который появился как незначительная цифра, на которую никто не обращал внимания. Но сейчас стараниями кабинета министров вырос до нешуточных сумм, способных разорить многие небогатые семьи.
В общем, сдерживать рост цен кабинет Дм. Медведева не умел никогда. Даже в самые благоприятные для этого годы. В целом провалились все подобные медведевские кампании. Наверное, потому что в действительности обуздать ценовой галоп даже не старались. Важнее было устроить показуху с посещением Дм. Медведевым областных магазинов, в которых цены действительно резко падали. Но только на один день, исключительно к визиту премьера.
Вот они, настоящие, реально ощутимые, что называется, на собственной шкуре экономические итоги работы правительства Дм. Медведева. Которое, какого-то чёрта, несмотря на все «подвиги», не выгнали поганой метлой, а опять переназначили на новый срок.
Источник: № 36(629) от 13.09.18 [«Аргументы Недели», Константин Гурдин]