Его целью стало раскрытие теоретических и методических подходов к моделированию интегрированных уроков как условия достижения школьниками метапредметных результатов образования
Вчера Педагогическим институтом ВятГУ совместно с Волго-Вятским региональным научно-образовательным центром Российской академии образования на базе средней общеобразовательной школы п. Краснооктябрьский Куменского района Кировской области был реализован инновационный образовательный проект «Интеграция в образовании: новый взгляд в контексте ФГОС».
Научным руководителем проекта является к.п.н., доцент кафедры педагогики ВятГУ Ольга Селиванова. Выступая на методическом семинаре, собравшем более 40 специалистов образовательных организаций Куменского и Сунского районов, она отметила:
— Интеграция является традиционной для отечественного образования, однако в условиях освоения стандартов нового поколения она требует переосмысления. Во-первых, содержательная часть должны быть дополнена интеграцией методологической, деятельностной, ценностно-смысловой. Во-вторых, необходим поиск актуальных методических решений, чтобы интегрированный урок стал для школьников ярким, запоминающимся событием.
Проект включал активную фазу: каждый участник посетил интегрированный урок, а после получил рефлективный лист с вопросами по его содержанию и организации. Они были обсуждены в ходе проведенной дискуссии.
Интегрированный урок окружающего мира (учитель начальных классов Татьяна Сунцова) и изобразительного искусства (учитель ИЗО Татьяна Шарова) был посвящены актуальной проблеме бережного отношения к домашним животным и ответственности человека за них. Участники дискуссии отметили, что интеграция средств разных учебных предметов позволила получить значительный синергетический эффект, обеспечивающий достижение школьниками метапредметных результатов.
Интегрированный урок физики (учитель физики Марина Ананина) и химии (учитель химии Светлана Нечаева) «Электролиз: физика или химия?» заинтересовал тем, что его участниками стали учащиеся 10-го и 11-го классов. Разновозрастный подход был использован для организации взаимообучения: десятиклассники актуализировали знания учащихся 11-го класса об электролизе как физическом процессе, а те, в свою очередь, раскрыли информацию об этом процессе как химическом, явившейся для одиннадцатиклассников пропедевтической.
Неоднозначную реакцию и острые споры вызвал интегрированный урок литературы (учитель Галина Карачева) и математики (учитель Надежда Хохрякова), проведенный по теме «От простого к сложному» и направленный на освоение школьниками метапонятия «развитие». Педагоги стремились раскрыть учащимся сложность бытия человека, лишенного возможности развития, в ходе анализа романа Е.Замятина «Мы» и показать ресурсы математики для интеллектуального развития в рамках темы «Первообразная и интеграл».
Инновационный образовательный проект показал необходимость продолжения теоретическойразработки проблемы интеграции в контексте ФГОС и поиска эффективных методических средств, обеспечивающих достижение школьниками метапредметных результатов образования.