Эдуард Кранк: «Фотография — это смерть момента жизни и жизнь момента в вечности»

Эдуард Кранк: «Фотография - это смерть момента жизни и жизнь момента в вечности»

На днях в Кирове в рамках проекта ВятГУ «Лекции в Политехническом» выступил теоретик и практик-экспериментатор в области фотографии, автор «Очерков по феноменологии фотографии» Эдуард Кранк (Чебоксары)

 

Он поделился своим богатым исследовательским и практическим опытом в области фотографии.

 

Фотографируют все, но все ли фотоизображения, созданные сейчас, можно назвать фотографиями? – адресовал свой вопрос аудитории лектор.

– В техническом плане да. Любое фотографическое изображение, созданное как с помощью аналоговых, так и цифровых технологий, оправдывает своё название — «рисунок светом». В этом смысле мало что изменилось со времен фотографов-пионеров Дагера или Ньепса. Что действительно изменилось — так это масштабы, и еще более — смыслы.

В эпоху постмодерна и доминирования сети Интернет, смысл любого понятия стал разменной монетой в погоне за популярностью, измеряемой лайками или репостами. Скорость обновления новостной ленты соцсетей, тиражирующих изображения и их краткие описания, упакованные в хэштеги, оставляет современному зрителю в лучшем случае 10 секунд, а обычно 1-2 на восприятие послания. Благо, смысловое содержание воспринимаемого отвечает этим 1-2 секундам и не требует большего. Назовем такую фотографию как «фотография-конструкт». Задачей, которую обслуживает «фотография-конструкт», является создание тиражируемого соцмедиа виртуального образа человека, «обертки» его повседневности. В терминологии философии постмодернизма это изображение «тела без органов», т.е. картины несуществующей реальности, однако, воспринимаемой как репрезентация реальности существующей.

 

Параллельно с этим существует и иной тип фотографии, назовем её «фотография-исследование». Такой тип фотографии — инструмент познания человека через его визуальный образ, фотографически-моментальный «слепок» его жизни. Такая фотография требует намного больше времени для своего восприятия — внимательного рассматривания «линий внутреннего напряжения» смыслоформирующих элементов. Беглый взгляд может и не зацепиться за такую фотографию: такая карточка при пролистывании её в ленте покажется тусклой и неинтересной. Например, известный «Позади вокзала Сен-Лазар», сделанный в 1932 году Анри Картье-Бессоном, которого обычно называют «папой» уличной фотографии и одним из первых фотокорреспондентов.

 

 

Сейчас такая фотография воспринимается как нечто непонятное. Но в 1932 году это было в новинку: только-только появилось оборудование, способное запечатлеть повседневность. Анри просто просунул фотоаппарат в забор, ограждённого участка стройки, и сделал этот кадр.

 

Зрительский опыт внимательного разглядывания и практический опыт съемки приводит заинтересованного автора в сферу философии. Многие теоретики и практики говорят о близости фотографии с темой смерти. Фотоснимок — это смерть момента жизни, но в то же время, это жизнь момента в вечности в виде фотографии. Фигура фотографа вынесена за рамки течения жизни. Между моментом «здесь и сейчас» и фотографирующим человеком стоит «нерушимая стена» камеры.

 

 

Берущий в руки фотоаппарат производит т.н. «феноменологическую редукцию» — помещает себя «за скобки» жизни, становясь наблюдателем, а не действующим лицом. Поэтому он становится на это время «мертвым» для жизни. Но у него остается компенсация — объективированный момент его жизни в виде статичной фотографии, которую можно разглядывать, которой можно делиться и которую можно «лайкать».

 

 

Является ли компенсация эквивалентом потерянного, «мертвого» времени? Для профессионального фотографа — это ремесло, возможно, искусство. «Умерщвленное» время его жизни компенсируется материальными благами. Почему же все остальные, для кого фотография – не способ заработка, предпочитают не непосредственное переживание субъективной длительности собственной жизни, а объективацию, «умерщвление» её через фотографию? Может быть, потому, что само течение жизни слишком неуловимо, слишком субъективно, в то время как «стоп-кадр» вполне реален и ощутим.

 

 

Эдуарду Кранку было задано немало вопросов, на которые гость проекта дал развернутые ответы.

 

 

Захар Шашин,
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии ВятГУ

 

Предыдущая статьяСледующая статья