В середине сентября руководство Министерства труда и социальной защиты заявило о внесении в Государственную думу законопроекта, который призван сравнять минимальный размер оплаты труда и размер прожиточного минимума. Достигать цели планируется поэтапно и не спеша: авторы идеи предполагают, что суммы сравняются приблизительно к 1 января 2019 года. «АН» разбирались в том, чего ждать от нового закона рядовым россиянам.
РАЗРЫВ в размере МРОТ и прожиточного минимума уже много лет является любимой темой всех критиков власти. Призывы «навести порядок» и «устранить несправедливость» звучали неоднократно, но к настоящему времени никаких результатов на этом пути достигнуть не удалось. На сегодняшний день разница между двумя упомянутыми показателями остаётся весьма существенной. Так, если минимальный размер оплаты труда в РФ с 1 июля 2017 года (с момента последнего повышения), как уже говорилось, составляет 7, 8 тыс. рублей, то самая актуальная сумма прожиточного минимума для трудоспособного населения, рассчитанная по состоянию на конец II квартала 2017 года, сегодня равна 11, 1 тыс. рублей.
Как планируют «отцы» законопроекта, первый этап реализации задуманного приходится на 1 января 2018 года: с этой даты МРОТ должен вырасти с сегодняшних 7, 3 до 9, 4 тыс. рублей в месяц. Следующей и последней «точкой роста» предполагается сделать 1 января 2019-го, когда МРОТ приравняют к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года. Эту планку планируется поддерживать и в дальнейшем. Кроме того, новый законопроект предполагает устранение правовой коллизии, которая существует уже 20 с лишним лет. Дело в том, что понятие «минимальный размер оплаты труда» в российском законодательстве ещё с 1990-х годов носит двоякий характер. Помимо традиционной роли «нижней планки» заработной платы МРОТ также используется для так называемой реализации публично-правовых обязательств – проще говоря, для вычисления размеров разного рода штрафов. Минимальный размер оплаты труда, применяемый для этой цели, не менялся с начала 1990-х годов и на сегодняшний день составляет 100 рублей. С принятием нового закона эту «вилку» планируется устранить и оставить МРОТу исключительно «зарплатную» функцию.
Тем не менее тезис о том, что устранение разрыва повысит обеспеченность россиян, во многом представляется, мягко говоря, сомнительным. Тех, кто сегодня получает зарплату на уровне МРОТ, не так уж много – в первую очередь в силу того, что эта цифра неимоверно занижена и жить на эти деньги невозможно. Так, в начале сентября широкий резонанс получил дерзкий опыт жителя Архангельска, который попытался прожить месяц на минимальную зарплату: итогом эксперимента стала потеря пяти (!) килограммов веса. При этом региональные власти нередко устанавливают доплаты и льготы до регионального прожиточного минимума тем, чья зарплата до него не дотягивает. Второй важный момент – не исключено, что рост прожиточного минимума в те два года, что отведены для сокращения разрыва, несколько затормозится, а то и вовсе пойдёт в обратную сторону: нередки ситуации, когда по итогам квартала его не повышают и даже не оставляют на том же уровне, а понижают.В итоге достичь заявленной цели властям будет намного легче, а вот реальной пользы россияне не почувствуют.
Словом, рассчитывать на резкое повышение благосостояния вряд ли стоит. Правда, очевидно одно: имидж власти, проявляющей столь трогательную заботу о своих гражданах, после принятия этого закона точно улучшится. Как минимум на какое-то время.
Оригинал статьи: № 41(583) от 19.10.17 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА]