Турникеты уйдут в прошлое

Столичные власти объявили о том, что до 1 сентября 2018 года на всём наземном городском общественном транспорте уберут турникеты. Такое решение было принято на недавнем заседании президиума правительства Москвы. Вместо них у каждой из входных дверей автобусов и троллейбусов установят небольшие валидаторы, а оплата проезда будет целиком на совести пассажиров.

 

 

КАК объясняют в мэрии, главная беда турникета в том, что он существенно замедляет среднюю скорость движения общественного транспорта. Многие видели, как выстраивается приличная очередь к передним дверям транспорта, которая порой заставляет простаивать автобус по 2–3 минуты на каждой остановке. К слову, вынуждены ждать не только пассажиры этого конкретного маршрута, но и других – когда из-за подобного искусственного затора несколько автобусов выстраиваются в ряд возле остановки. Так что «трёхрукий» бандит – отчасти ещё и виновник пробок.

 

Как отмечает пресс-служба мэра Москвы – отсутствие турникета позволит сократить время в пути в среднем на 5–15 минут!

 

 

Смена подхода

 

Безусловно, на первых порах ожидается небольшой рост числа «зайцев». Впрочем, если разбираться, то сегодняшние турникеты никак не способствуют борьбе с безбилетниками – для большинства нет никаких проблем пройти «паровозиком» в паре или же просто пролезть снизу.

 

Напомним, что массово турникеты стали появляться в 2001 году. Тогда их ставили всюду по инициативе экс-градоначальника Юрия Лужкова. Мотивация была понятной – страна только-только выходила из тяжёлого экономического положения, а в головах многих людей была сформирована парадигма, мол, государство мне не платило в 1990-е, да и вообще бросило на произвол судьбы, тогда почему я ему что-то должен? Кроме того, штрафы в то время были сравнительно небольшими. Проезд – 10 руб., а если вас ловил контролёр, что случалось редко, нужно было отдать 100 рублей. Так что многие банально экономили.

 

Но меняются не только стоимость билета, облик города, но и менталитет людей. Сегодня многие горожане понимают, что сознательная оплата проезда в общественном транспорте – это вклад в его комфортность и безопасность. Это доказал эксперимент с трамваями, а также с некоторыми маршрутами наземного транспорта, в которых решили убрать турникеты. Так, в 2018-м за первую рабочую неделю в году популяция «зайцев» выросла на 12%. Всего же было поймано 1, 5 тыс. нарушителей. Однако уже в мае этого года по сравнению с показателями мая 2017-го число безбилетников снизилось на 10% и втрое – по сравнению с январём!

 

По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, это произошло в том числе благодаря работе контролёров. На сегодняшний день порядка 250 человек следит за оплатой проезда на маршрутах наземного транспорта. И если раньше их почти не было – то сегодня картина совсем иная. Тем более и размер штрафа за безбилетный проезд теперь уже более ощутимый – 1000 и 2500 руб., если воспользоваться чужой социальной картой.

 

 

Впрочем, многие эксперты отмечают, что суммой в 1000 руб. «зайца» не напугаешь. Мол, нужно сделать так, чтобы размер штрафа был таким, чтобы он был больше стоимости проездного на месяц. Тогда у человека будет работать не только совесть, но и рациональный расчёт, что проще уж купить билет без лимита поездок.

 

 

К слову о тарифах. Удобное и разнообразное билетное меню – это тоже определённый вклад столичных властей в борьбу с «зайцами» и турникетами. Например, если вы нечастый гость общественного транспорта, но ездить всё же приходится – то можно просто купить карту «Тройка» и пополнять её время от времени, словно счёт мобильного телефона. Проезд по ней будет 36 руб. или 56 руб. в случае, если вы будете использовать два вида общественного транспорта. Ну а если метро и автобус ежедневно ждут на рандеву, то логичнее будет записать проездной на 30, 90 или 365 дней, которые стоят 2075, 5190 и 18900 руб. соответственно. Одновременно с этим стоимость разовых поездок существенно выше – 55 руб. за одну и 110 руб. за две поездки. Плюс за последние годы ликвидированы билеты на 5 и 10 поездок. Это опять же стимулирует горожан приобретать «Тройку» и создавать меньше очередей как в кассах, так и при покупке билета у водителя. Ну а если транспортная карта «персона нон грата» в кошельке, то можно приложить к валидатору банковскую карту с функцией бесконтактной системы оплаты. Тогда проезд обойдётся в 40 рублей.

 

 

Только крупные штрафы?

 

Подобные изменения оценивают и горожане. По информации мэрии, с тех пор как в трамваях решили убрать турникеты, пассажиропоток в них вырос на 8%. Теперь же городским властям потребуется закупить порядка 2–3 тыс. валидаторов, чтобы полностью заменить ими турникеты. Можно предположить, что с осени этого года, когда все окончательно вернутся из отпусков, пассажиропоток на наземном общественном транспорте также может увеличиться. Но станет ли больше «зайцев»?

 

Правда, некоторые горожане по-прежнему относятся скептически к идее снять турникеты и в случае их отсутствия не собираются оплачивать проезд. Так, жительница Подмосковья Валерия считает, что её от подобного настроя могут отвадить только большие штрафы, которые реально бьют по кошельку. «Например, в Праге нет турникетов не только в автобусах и трамваях, но и в метро. Самый дешёвый билет – 24 кроны (примерно 70 руб.). Контролёров особо не видно, но если тебя поймают без билета, штраф составит 800 крон (почти 2300 руб.), если оплачивать в течение 15 дней, а если просрочить, то уже 1500 (около 4300 руб.)!», – рассказывает Валерия.

 

Поэтому в обозримом будущем стоит ожидать и увеличения размеров штрафов. Тем, кто собирается платить за проезд ради того, – размер наказания без разницы.

 

 

Источник: № 25(618) от 28.06.18 [«Аргументы Недели», Сергей Грунюшкин]

Предыдущая статьяСледующая статья