Крымский мост – действительно грандиозное сооружение. Впечатляет! Особенно после узких и подразбитых дорог Краснодарского края. Вдруг после жесточайшей трясучки в машине наступает тишина. Можно поставить на торпеду стакан с водой, и он не прольётся. На спидометре – 100 км/ч. Такие бы дороги да всей России!
Эх, российская дорога – семь загибов на версту!
Трасса М-4 «Дон», главная артерия на юг страны, изобилует ухоженными платными участками. Но на границе Воронежской и Ростовской областей есть «милое» место – Лосево. Позор России. Многочасовые пробки от Лосево до Павловска, вымогатели на обочинах, предлагающие провести в объезд по раздолбанным грунтовкам. Да и навигатор с той же целью ведёт в глухую жуть. Около 30 километров кошмара. Пешком, возможно, быстрее. Что за дурь такая. Пробки в этом месте – наследие даже не из 1990-х. Отцы и деды в них стояли. Следующий этап ралли – проехать или объехать Краснодар. Вот и получается смесь французского с нижегородским. Автобан сменяет жуткая гребёнка, а потом опять простор и гладкий асфальт.
На полуострове дорожный бум. Строится трасса «Таврида», которая пройдёт насквозь через республику и позволит объезжать курортные места. А то едешь утром через Морское или Рыбачье, где двухрядная дорога в 5 м от пляжа, а вся курортная инфраструктура расположена[end_short_text] именно на ней, и встаёшь в пробку минут на 40. Потому что и так машины припаркованы сплошняком, люди в шортах и купальниках бредут через шоссе, игнорируя транспорт, да ещё владельцы баров, гостиниц и магазинов разгружаются, поставив поперёк свои грузовички. Возвращаешься обратно через Рыбачье или Морское, а уже и авария, и пьяные компании по дороге ковыляют. И опять стоишь.
Там, где раньше был экстрим, сегодня дорога с нормальным ограждением. Любителям летать по серпантинам под визг колёс эти перемены не в радость. Но безо- пасность движения повысилась в разы – бывало, встречные машины сносили себе боковые зеркала заднего вида, а сегодня все спокойно разъезжаются без потерь. Но Правила дорожного движения в Крыму уважением не пользуются. Обгон через сплошную местные практикуют регулярно. Утыкать камерами видеофиксации нарушений каждый километр, как в Сочи, пока не успели. Исключение – Севастополь. Там всё под камерами. Оно и понятно – город федерального значения. Другая система безопасности.
Аварии случаются регулярно. Нормальный темп движения по серпантинам Крыма – 60–80 км/ч. И всегда находится крайне осторожный (или неумелый) водитель-гость, который с ужасом впивается в руль и ползёт по двухполосной дороге со скоростью 20 км/ч, проходя повороты медленнее пешехода и собирая за собой целую автоколонну. Что остаётся остальным участникам движения? Пересекать сплошную линию разметки и обгонять его на коротеньких прямых с выездом на встречную полосу. Сводки о дорожных происшествиях наводят жуть. То под Бахчисараем иномарка с грузовиком «лоб в лоб», двое пострадавших, то джип улетел в обрыв с высоты 150 метров. Два человека в реанимации, трое погибли. И так далее.
«Спортлото-82» морально устарел
Местные, с позволения сказать, отельеры заявляют, что с возвращением полуострова в «родную гавань» упал поток отдыхающих. Росстат даёт другую картину. И она больше похожа на правду. Люди перестали довольствоваться минимумом удобств. Все хотят отдыхать в шаговой доступности от пляжа, в номере с кондиционером и санузлом. Как раньше, сдавать комнатушки на горе в паре километров от моря, с «туалетом типа сортир» на улице и одним душем на 30 человек, не получается. Вот и недовольны владельцы сараев снижением доходов. Тем более их обязывают регистрировать жильё как мини-гостиницу, но требуют соблюдения достаточно жёстких условий по пожарной и санитарной безопасности. Ещё и налоги придётся платить. А это просто катастрофа для бизнесменов, привыкших к беззаконию и безответственности при бывшей государственности. Кстати, местные жители говорят, что теневикам из любой сферы в «родной гавани» стало существовать намного тяжелее. Заставляют легализоваться.
Сегодня доживают последние сезоны домики, сделанные из морских контейнеров. В них прорезаны окна и двери, полконтейнера – кухонька, полконтейнера – спальня: 500–800 рублей койко-место. Санузел коллективный. Многие гости, что клюнули на замануху в такой «отдельный коттедж» с вентилятором, быстренько перебираются в нормальные гостиничные номера стоимостью от 1500 рублей на двоих. Пока на эти фавелы ещё есть спрос, но всё меньше и меньше. Вспомним кадры старого фильма, когда южная тётя с гордостью показывает приехавшему погостить из Москвы племяннику, что у неё в сезон все площади, включая террасу и летнюю кухню, заняты: «В туалете у меня живёт йог, который спит вниз головой». Наши сограждане, давно освоившие комфорт Египта, Турции и Таиланда, требуют для себя аналогичных условий на родине. Если проводить сравнение Крыма с курортами Краснодарского края, то последние по качеству обслуживания ушли далеко вперёд.
Село Запрудное находится на границе Ялты и Алушты. Только высоко в горах. Там продолжают выращивать знаменитый ялтинский лук. По-хорошему этот овощ должен иметь сертификат «Регионального продукта с наименованием места происхождения» из-за своих особых вкусовых качеств и химического состава. То есть выращивать следует строго в окрестностях Ялты с её горным грунтом и чистой водой. Если условия нарушаются, а название используется, значит, контрафакт. И за это пора наказывать. Но в нашей стране такая практика мало распространена. До наступления дикого капитализма правильный лук выращивали ещё в Голубом заливе, что ближе к Форосу. Потом там всю землю распродали и построили дома. Промысел остался жив только в Запрудном. По-серьёзному его выращивают только 6 семей. Туристы изо всех регионов увозят домой фиолетовые головки. Но объёмы у запрудненских крестьян всё равно не те, чтобы накормить всю Россию. Поэтому в сетевых магазинах под маркой «Ялтинский лук» продаётся лук не из Ялты, а из какого-нибудь хозяйства вашей же области.
Бывшая учительница математики местной школы Нила Леонидовна вместе с мужем занялись луковым бизнесом в 1990-х:
– А начали, когда родились дети и стало понятно, что на учительскую зарплату поднимать их будет сложно. Смотрим: вокруг все дома строят, машины покупают, а мы день и ночь в тетрадях. В те времена земель было – бери не хочу. Мы и взяли. Первый урожай вырастили по книгам – Интернета не было. И всё получилось. Сейчас дело перенял сын. И если раньше мне было неудобно, что он с двумя высшими образованиями занимается сельским хозяйством, то сейчас я этим горжусь.
Лук начинают сеять в феврале. Первая партия созревает к 20 июня. В конце июля готова вторая партия. Считается, что более ранний урожай слаще и сочнее, потому что головки растут в холодное время года. То, что доходит на таком пекле, сильно сладким не будет, говорят профи. Рядом с плантациями горького лука нет, поэтому не происходит переопыления и вкус не портится.
«Лук, который продаётся вдоль трасс, красивее. И дороже. Продавцы стараются подобрать самые большие и глянцевые головки. На вкус – похоже, но выращен продукт, скорее всего, в других условиях. Может, участок вдоль дороги, может, поливался химией, подкрашен. Некоторые дорожные продавцы берут на реализацию небольшие партии у запрудненцев. Но чаще всего лук не тот», – уверяет Нила Леонидовна.
О чём молчат вражеские голоса
Перед началом курортного сезона в СМИ и в блогосфере публиковались страшилки об отдыхе в Крыму. Надо сказать, ничего не оправдалось.
Пугали высокими ценами. Конечно, на набережной богатой Ялты помидоры стоят как в Москве. А подальше от туристической вакханалии, где отовариваются местные жители, втрое дешевле. В магазинах и на рынках большой выбор продуктов. Рестораны полны клиентов. Никаких проблем с мобильной связью. Интернет есть везде, в том числе и в горах. Отключений воды и света не было.
Да, инфраструктура должна быть более современной, разнообразной и безопасной. Не должно быть мусора на обочинах, в парках, в горах, на пляжах. Волонтёры каждые выходные занимаются уборкой родного края, но они волонтёры и не обязаны этого делать. А государство обязано. Но не занимается в должном объёме. В курортных ларьках вместе с колбасой и сметаной встречаются в продаже серьёзные лекарства, которые могут применяться только по назначению врача. Это и антибиотики, и гормональные препараты. На пачках от руки дописаны рекомендации ларёчников. Согласно российскому законодательству, торговые точки не могут продавать фармацевтику. А продавцы шлёпанцев – назначать лекарства.
Что действительно огорчило в Крыму, но о чём молчала вражеская пропаганда, – это очереди в музеи. Попасть на экскурсию, например, на панораму «Оборона Севастополя» – это фарт. То же и с музеем фортификационных сооружений в Балаклаве, со многими другими. Слишком много посетителей. И этот факт идёт вразрез с истеричными воплями «независимых» СМИ и публичных персон о неполноценности крымских курортов.
№ 35(628) от 06.09.18 [«Аргументы Недели», Владимир ЛЕОНОВ, Ирина ДЕНИСОВА]