В 70 млрд рублей обойдётся России перенос сортировочных пунктов и мусорных свалок из приаэропортных зон. О том, что сейчас происходит на свалках рядом с аэропортами и что власти делают для их исчезновения, – в материале «Аргументов недели».
РОССИЯ печально известна проблемой мусорных свалок. Ежегодно россияне выбрасывают 70 млн тонн бытового мусора. Это в 10 раз больше веса пирамиды Хеопса. Из этого количества перерабатываются около 4%, а сжигается меньше 2%. Остальное отправляется на свалки, некоторые из которых располагаются рядом с аэропортами. Это не только вредит экологии, но и напрямую влияет на безопасность полётов – в двигатель самолёта могут попасть птицы, которые питаются мусором.
Российские цифры по количеству мусорных свалок чудовищны по сравнению с опытом Европы, а особенно – Скандинавских стран. В 2018 г. Германия стала лидером по переработке мусора среди стран ЕС: повторно в ФРГ используют 66% отходов. В Швеции вообще утилизируют 99% бытовых отходов. При этом мусор не только перерабатывается: одна часть отправляется в компост или применятся для процесса сбраживания для производства биогаза, другая – сжигается для получения энергии.
В России власти пытаются контролировать ситуацию со свалками близ аэропортов. В январе Минюст предложил штрафовать организаторов свалок на сумму до 1, 5 млн рублей. Возможно, этого бы не случилось, если бы не инцидент, произошедший в августе 2019 года. Тогда самолёт А321 «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку в поле рядом с Жуковским без шасси и с выключенными двигателями – пострадали 23 человека. Официальная версия такова: оба двигателя загорелись после попадания в них чаек. Птицы прилетели со свалки, которая находилась рядом с Жуковским. О её точном местонахождении до сих пор не объявлено официально, однако многие предполагают, что сборище чаек находилось на свалке рядом с озером Глушица. Горы мусора принадлежали компании «Вымпел К». Меньше чем через месяц после посадки самолёта на кукурузном поле Арбитражный суд Московской области опубликовал решение о введении процедуры банкротства этой компании.
После инцидента с экстренной посадкой самолёта в России не стало меньше новостей о свалках рядом с аэропортами, хотя столичные аэродромы обновили программное обеспечение для орнитологической защиты. 8 сентября этого года в Петербурге стало известно об обнаружении несанкционированной свалки, площадь которой составляет более 1500 кв. метров. Она располагается в Пушкинском районе Петербурга – недалеко от аэропорта Пулково. Годом ранее в том же посёлке была ликвидирована свалка, но проверки больше не проводились. Местные жители были вынуждены сами обратиться к властям. Свалку в промзоне ликвидировали за месяц, а в начале октября оштрафовали на 500 тыс. рублей.
В столице в это же время загорелась свалка рядом с взлётными полосами аэропорта Внуково. Несколько суток не удавалось избавиться от дыма на близлежащих территориях. Как сообщают местные СМИ, в начале года эколог Юлия Дзюба жаловалась властям на несанкционированные горы мусора, однако никакой реакции не последовало. Не последовало даже при том условии, что место свалки – село Марушкинское – плотно прилегает к взлётно-посадочным полосам.
В Тобольске ситуация с мусорными свалками тоже напряжённая. Там нет сообщений о несанкционированных свалках – есть городской полигон твёрдых бытовых отходов, который является причиной массового скопления птиц. Это находится за пределами 15‑километровой зоны аэропорта, но близ него всё равно находится много пернатых. По сообщениям местных СМИ, это происходит из-за легкодоступности мусора в мусорных баках. Как этот факт может провоцировать большое скопление птиц близ аэропорта – неясно.
В Оренбурге в сентябре 2019 г. обнаружили свалку площадью около 2, 5 тыс. кв. метров. По данным специалистов регионального управления Россельхознадзора, она представляет серьёзную опасность для аэропорта – находится в близости к взлётным полосам. Администрации было поручено ликвидировать свалку до июня 2020 г., однако срок рекультивации гор мусора отложили на год, когда пришло время отчитываться о проделанной работе. Жители сообщают местным СМИ о том, что горы мусора продолжают расти – туда выгружают нечистоты ассенизационные машины.
Единственный способ безопасной борьбы с мусором – это его переработка. Именно она поможет властям снизить риски авиакатастроф из-за попадания птиц в двигатели. Да, региональные власти устанавливают специальное оборудование в аэропортах, которое помогает отпугивать птиц: вспышки или звуки громкого выстрела заставляют их улететь. Но надолго ли? Может, стоит решить проблему переработки мусора и не тратить на деньги на бесполезное орнитологическое «программное обеспечение», которое, скорее всего, было установлено рядом с аэропортом в Жуковском в день экстренной посадки А321?
Источник: argumenti.ru.