12 октября Кириак Отходник
Феофан накинул на солнце кафтан.
Потому доброго света в этот день ждали от звезд. На звезды, чтобы изба не выстудилась, глядели с полудня, с полуночи.
Крестьяне говорили: «У нас под окошком полно репы лукошко».
13 октября Григорьев день
На утренней или вечерней заре купают детей для укрепления здравия чрез серебряное решето на пороге или в месте слияния двух рек.
Михаил — под спину соломки подстелил, а Григорий соломку взбил.
На Михаила набивали матрасы новой соломой. Вобравшая в себя земную силу и солнечную, солома почиталась в крестьянском хозяйстве. Яровой соломой, когда недород был, когда на скотину накосить не удавалось, закармливали скотину. Перемешивали солому с сеном: сена нет, так и солома съедома.
И в настоящее время порой нет моченьки, как болят наши ноги от долгой ходьбы, от тяжелого суетного дня. Мы втираем-растираем ноги бальзамами и кремами, едучими мазями, и проку порой никакого. А ведь в деревне боль от ног знали как отвести. Солому резали мелко, напаривали, давали на пару поостынуть и держали ноги в соломенном напаре. И поверьте, боль унималась.
В старопрежние времена 13 октября вытрясали старую солому из матрасов. Глядели наши бабушки: нет ли местечка, что отсырело, слежалось, гниль подпустило. По вытрясенной из матраса соломе судили о здоровье человека. Соломка, мол, сказывала о растущей в человеке боли, упреждала болезнь.
Да разве могут сравниться те поролоновые матрасы, на которых мы нынче отдыхаем, с матрасами, на которых спали наши бабушки! На соломенной постели сны не душные, не тяжелые. Кашель, если человек сильно простужен, не так мучителен. Болезнь отступает скорее от человека, когда спина его согрета стеблями, которые поднимала, растила и питала земля.
14 октября Покров
Первое зазимье. Приметы этого дня: Каков Покров — такова и зима.
Покров наголе, так и Екатерина (7 декабря) наголе.
Если суббота перед Покровом наголе, так и Дмитрий (8 ноября) наголе.
Вели на Покров ветер с востока — быть холодной зиме, ветер с севера — быть суровой зиме, переменный ветер — к зиме непостоянной.
На Покров зима снегом покрывается, морозом одевается.
На Покров до обеда — осень, после обеда — зима.
Ухитить избу
В Покров надобно было натопить избу без дров, т.е. утеплить, ухитить. Мужицкое дело — мох задолго до Покрова с болота приволочь, просушить. По народному поверью, на Покров не молотят, а вот избу утыкают. Утром инеем подернута земля, порой и лужи затянуты ледком, а мужику приспела пора избу утеплять. Большуха, с крыльца сходя, скажет: «Батюшка Покров, покрой нашу землю теплом, а хозяина — добром», — и лишь после принимается хозяин пазы да щели, пустоты между бревен мхом затыкать. И коли оставить без угляда пустоты, то промерзнет изба, зябко домочадцам зимой будет, не напасешься дров. Чини избу на Покров, а то не будет тепла.
Покров — покровитель свадеб. Желающие выйти замуж ставят свечи в Храме. Отошли хороводы, приспели засидки. Бабам работа — лен мять и трепать, прясть и ткать.
Примечали:
если на Покров ветрено — то будет вскорости на невест спрос большой.
И девушки на ночь перед Покровом молились: » Батюшка Покров, покрой землю снежком, а мою голову платком».
Почитался снежок на Покров, почитался как выпавший на счастье, отшатнувший нечистую силу от порога, с которого сойдет запросватанная девушка. Матушка на Покров сжигала в печи изношенные за лето дочерью лапти, соломенную постель, на которой та спала.
На Покров — овсяной сноп! Солома почиталась в древние времена. Овсяный сноп, необмолоченный, последний, обвязанный лентой стоял со Спожинок в красном углу. Иначе он еще назывался поживаньным. И, чтобы скотина в зимний холод не зябла, чтобы не худела, поутру в Покров закармливает большуха скотину сеном, которое перемешивала она с соломой от пожинального снопа.
Притча
Один старый человек задумал пойти в царство небесное. И вот таки добрался. Увидел он перед собой и Николу Чудотворца, и Илью Пророка, Алексея — божьего человека и многих других святых, к которым мы взываем и просим о заступничестве, о любви, о спасении. Но не было среди них Матери Тресвятой Богородицы. И спросил старый человек: «А где же Мати Тресвятая Богородица? Однако почивает, устала от наших молитв?»
И ответили святые тому человеку: «Мати Тресвятую Богородицу не в царствии небесном искать надобно, а на земле. Укрывает своим платом светлым она сирых, склоняется над колыбелями, пособляет роженицам. Среди людей Мати Тресвятая Богородица. И Покров ее — над молитвами нашими, над грехами, над любовию, надеждой и верой. Покров ее утешает, успокаивает».
Смывание девьих гульб
Причетом начинала невеста утречко, собираясь перед Покровом в бане мыться. Моя касатая ласточка, моя родимая сестрица, затопи-ка ты баненку, паркую, неугарную…
Бабка, что баню топила, или родная сестрица приносили ключевую воду из трех мест. Да поглядывали, чтобы не шипели поленья, не ярились, чтобы ровно горели. Головешку не околачивали, головешку колыбелили на угольях. А то, мол, почнешь ее кочергой стукать, так после и муж бить будет жену. Смыв с девицы девьи гульбы, бабка вытирала невесту полотеном или фаткой, собирая пот. А пот этот надобно было в женихову чарку с пивом выжать. Чтобы он пекся душой о суженой, чтобы связала его с ней любовь.
В бане зашивала бабка в скатерть и пирог-банник. Он замешан был на чистой ржаной муке. На пирог бабка клала два калача, чтобы жизнь была долга, крепка, солонку с солью, миску с двумя ложками. Чтобы наутро, после венчания, когда молодых в баню спроводят, расшила жена скатерку, разостлала и отведала бы с мужем хлеба-соли. На все эти обряды звали ведунью, что круг баньки ходила, молодой дорогу из баньки не дала бы заступить нечистым силам.
Мог на пагубу невесте колдун бросить под ноги высушенное волчье сердце. Чара эта, если ведунья зло не отведет, подкосит невесту, иссушит. Или, мол, мог взять колдун волос у вдовца, у вдовицы, да у бабы гулящей, да гнилушку от сухого дерева. Колдун все это завернет в тряпку от рубахи бабы бездетной. Худое слово скажет. Бросит тайно у крыльца невесты пагубный узелок — и расстроится свадьба.
Так что всему свадебному обряду хранительница — ведунья. Започуя худое, она зашептывает на первый чистый снежок, молится Покрову Пресвятой Богородицы. Потому снег на Покров — к свадьбе крепкой, чистой.
На Покров снежки скатилися — свадьбу сладили.
15 октября День Куприяна и Устиньи
День очищения от наваждений, ведомостей.
От злого очарования просили девушки упасти Устинью, а парни — Куприяна.
16 октября Денис Позимний
В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, обернуться соринкой — и залететь в глаза. Осенние лихорадки — ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница. Живут они, по народному поверью, в болотах, летают к человеческому жилью.
Опадают последние листья с деревьев. Месяц грязник месит дороги. А лихорадки устали не знают, сладострастны они. Целуют на холоде — заводят за гнилые углы, обвивают зябкими руками, приникают жарко к губам. Коль осиновую кору при себе носить, на октябрь не надеяться, то покружат-покружат возле тебя лихорадки да и отступятся. Лютая ненависть у них к осине. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает.
Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги.
Коли болит голова нестерпимо — осиновое полешко кладут под голову.
Денис — лихого глаза берегись.
17 октября День Ерофея
В этот день лешие пропадают. Ох, как они бесятся, ломают деревья, гоняют зверей. Творят беды в лесу. Проваливаются лешие, света белого лишаются, руками за корни деревьев цепляются, тянут за собой заблудившегося человека, птицу, лист желтый, за ковригу приняв, тянут в темное государство. Чтобы там не в одиночестве жить.
По народному поверью: лес видит, а поле слышит — в этот день.
Спереди и сзади лешего ходят ветра. Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.
Водит леший по лесу, вот вроде он — огонек заветный, свет оконный, ан нет. Подойдешь — трясина да низина. Обратного пути, нога как ни ступит, нет. Водит леший по лесу, надсмехается, забавляется. Хорошо, если он не забудется, поиграет, позабавляется с человеком — да отпустит в свою сторону. А коли леший в игре не остановится, пропал человек. Спасение надо вымаливать у леса-батюшки, березы-матушки.
Леший боится головешки. Горящая ветвь для лешего — что плеть. Кого леший обойдет, надо обувь с ног снять, в ней стельки с пятки на носок перестелить. Задобрить лешего — положить краюшку хлеба с солью на пень — оставить лешему.
Леший умеет плакать как ребенок, ржать как лошадь, смеяться так, что деревья дрожат. Леший может превращаться в мох на дереве, в скрипучие коренья, в лохматого зверя. Или дупло себе выберет: в дупле сухом травы сухой настелет, отверстие мхом занавесит.
Ерофей — говорят, сила у него от лешего, глаза — желты с прозеленью, волосы-то у него спутаны всегда, что трава сухая. Характером он прост и сам не в себе порой бывает. Ходит в прискок, как бы тоже след земле не оставляет. След у него от ног — рассеянный, словно сметенный чуть ветром. Ерофей никогда не лжет. И говорит он — тоже надо чувствовать, что за словами. Не речист Ерофей, да если ответит тебе — помяни не раз на дню это, додумай.
Заговор против лешего:
«Хожу по лескам, по кустам, по мхам, по лыкодерам, по гнилицам, по черницам, по малинам, куда ль хожу — никогда не блужу. Солнце — по солнцу, луна — по луне, при частых звездах, при вечерних зорях, хожу — не блужу, а ты, леший, от меня, Раба Божьего (имя рек) отшатнись, в березу обернись! Аминь».
Уместно напомнить, что слово «Раб» издревле употреблялось в значении «Несущий Солнечные (Ра) Знания (Буки)», т.е. учитель.
18 октября Хартины, Первые Холстины
Горит лучина, ткет Хартина, за кросна сядет, дом одевает.
А Берегиня пособляет. В избах на засидках пели бабы: «Пряла, ткала, девки скала, Берегиня пособляла».
Животворную нить надобно было повязать на левом запястье. От порчи. От сглазу.
В этот день катали шерсть на валенки.