В Кирове последние месяцы уходящего года активно обсуждались перспективы создания совместной теплосетевой компании, которая бы объединила активы КТК и муниципалитета.
О том, насколько такая идея имеет под собой юридические основания, мы спросили известного юриста, руководителя Кировского филиала Ассоциации адвокатов «МКА «Яковлев и Партнеры» Алексея Винокурова. По его наблюдениям, даже в лучшие с точки зрения макроэкономических и бюджетных показателей годы никакого значительного обновления сетей не происходило.
«Все обветшало. Потери в сетях превышают разумные пределы, — высказал он свое профессиональное мнение. — Теплосетевая инфраструктура требует колоссальных системных многолетних вложений. Сейчас, в разгар кризиса, думаю, что этот вопрос у муниципальных властей вообще на повестке дня не стоит. Поэтому любая перспектива организовать партнерство с профессиональным участником рынка, таким как ПАО «Т Плюс» заслуживает особого внимания».
Фактически это одна из форм государственно-частного партнерства в коммунальной отрасли, опыт которого уже имеется в Российской Федерации, напоминает юрист. Реализовываться оно может как в форме аренды, так и через приватизационно-инвестиционную модель, а также концессионное соглашение. Он отмечает, что закон о государственно-частном партнерстве действует в нашем регионе с июня 2010 года, предоставляя муниципальным образованиям Кировской области право участвовать в подобных проектах.
— Создание так называемого совместного предприятия с внесением в уставный капитал имущества, составляющего коммунальную инфраструктуру – это один из вариантов реализации приватизационно-инвестиционной модели государственно-частного партнерства, — добавляет Алексей Дмитриевич. — В ней собственником имущества становится частный оператор, а муниципалитет осуществляет контроль, реализуя права акционера этого общества и соответствующее тарифное регулирование. В рамках реализации ГЧП через аренду либо концессионное соглашение публичное образование (муниципалитет) не утрачивает право собственности на объекты коммунальной инфраструктуры. Возможно применение любой модели или их сочетания.При этом все риски, по мнению юриста, могут быть учтены при разработке Устава совместного предприятия, при формулировании акционерного соглашения. Он напоминает в этой связи о положениях акционерного законодательства, регулирующих деятельность обществ с участием в качестве крупного акционера государства или муниципалитета:
«Так, например, увеличение уставного капитала путем дополнительного выпуска акций при наличии такого акционера допускается только если при таком увеличении сохраняется доля государства или муниципального образования, — обращает внимание Алексей Винокуров. — Данный режим активен уже при наличии у муниципалитета более 25 процентов акций общества».