Весомая проблема

В московских школах могут появиться уроки толерантности к людям с лишним весом.

С таким предложением в адрес столичного департамента образования выступил глава Российского клуба толстяков Сергей Назаров. Также он высказал идею организовать для полных учеников специализированные школы.

 

 

Уроки толерантности

Проблема лишнего веса приобретает значительные масштабы: по данным НИИ питания, каждый пятый россиянин страдает ожирением. Среди юного поколения ситуация аналогичная: примерно 11% детей имеют лишний вес, 9% – ожирение.
«Школьники с избыточным весом часто подвергаются травле одноклассников. Последние способны довести ребят до нервного срыва и депрессии», – отмечает Сергей Назаров. По его мнению, школы должны оградить полных детей от шуток сверстников и помогать в решении их проблемы. Первый шаг – это уроки толерантности, где диетологи и психологи разъяснят ребятам, как избежать ожирения и почему важно с пониманием относиться к упитанным одноклассникам. «Не все школьники знают, что толстый ребёнок обычно сам нисколько не виноват в том, что он такой, – отмечает автор инициативы. – У него может быть заболевание, которое стало причиной набора веса, или нарушенный обмен веществ».
Также Назаров предложил в качестве эксперимента открыть в Москве специализированные школы для толстых детей, где они будут защищены от насмешек и придирок. Для учеников разработают облегчённую программу по физкультуре, а при приёме ребёнок будет проходить собеседование с психологом, который определит, нужна ли ему спецшкола или он может продолжать обучение в обычной группе.

 
Эмоциональная нагрузка

«Полные дети часто сталкиваются с насмешками одноклассников, – подтверждает кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт и автор методики похудения Андрей Бобровский. – В недавнем исследовании было установлено, что дети, имеющие избыточный вес, испытывают такие же эмоциональные переживания, как и дети с инвалидностью». Однако есть мнение, что специальные школы для полных не решат проблем упитанных детей, а лишь усугубят их!
«Отдельные занятия могут нанести вред психологическому состоянию детей, повлечь за собой комплексы, замкнутость, депрессию и другие психологические расстройства», – считает управляющий партнёр сети медицинских центров «Клиника «Семейная» Константин Симкин. Его точка зрения такова: изоляция помешает полным детям социализироваться.
«Перевести склонного к полноте ребёнка в отдельную школу – значит, подчеркнуть, что он другой и не может учиться с остальными детьми, – соглашается психолог Клинического госпиталя на Яузе Ольга Кузнецова. – Даже когда у подростка трудности в развитии, мы стараемся подтянуть его, чтобы он остался в обычной школе, а не переводить в специализированную группу. Ориентируясь на одноклассников, такие дети достигают более высоких результатов».
Андрей Бобровский подтверждает, что в спецшколе ученикам будет труднее вылечиться от ожирения. «Избыточный вес не передаётся, как вирус гриппа, но в социальной среде, состоящей сплошь из полных людей, некое «перекрёстное заражение» пищевой зависимостью происходит однозначно. Доказано, что, находясь за одним столом с полными людьми, человек съедает на 20% больше пищи», – поясняет он. По мнению эксперта, полному школьнику проще избавиться от лишнего веса среди стройных одноклассников, перенимая у них привычки питания, двигательной активности, отношения к себе и окружению.

 
Нет гарантий

Спецшколы не только помешают детям избавиться от полноты, но и не гарантируют им защиту от травли одноклассников. «Агрессия группы всегда находит белую ворону, – комментирует психолог Юлия Букинга. – В спецшколе упитанность перестанет быть мишенью для издевательств, но любая другая особенность (например, «ушастый» или «косоглазый») при случае легко заменит её».
Предложенные главой Российского клуба толстяков уроки толерантности эксперт, напротив, считает хорошей идеей. Но только при условии, что там будет идти речь о терпимости ко всем, а не только к полным людям. «Важно, чтобы у детей появился урок, где они научатся понимать себя, свои агрессивные чувства и эмоции тех, кто оказывается в ситуации травли», – считает психолог. Константин Симкин также думает, что уроки толерантности сделают подростков более терпимыми и тактичными. «Со школьниками необходимо проводить беседы, чтобы вместо желания упрекнуть сверстника в физических недостатках у них появилось желание помочь ему», – комментирует он.
Ольга Кузнецова, напротив, полагает, что уроки толерантности к полным лишь акцентируют внимание на их непохожести. «Полнота и любое другое отличие вызывают у школьников насмешку, потому что им кажется, что все должны быть похожи друг на друга. Это особенность подросткового возраста, так что разъяснительные беседы не решат проблему, а лишь привлекут к ней внимание», – комментирует психолог, отмечая, что перекладывать решение проблем полных детей с родителей на школу неправильно.

 

 

 

№ 4 (495) от 4 февраля 2016 [«Аргументы Недели», Мария МИХАЛЁВА ]



Предыдущая статьяСледующая статья