Народные приметы с 3 по 9 октября

полянка мухоморов

3 октября. Астафьев день

Астафьев день знаменит своими ветрами. На Астафья примечай ветер: северный — к стуже,

южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру. Если ветер с юга — будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. Если на Астафья туман и тепло, летит белая длинная паутина — осень благополучная и снег скоро не выпадет.

 

 

4 октября. Кондрат. День плодородия и земледелия

Поднимется чуть свет большуха, в печь горящих угольев кинет: «К доброму хлебу, гори!» — а после выходит на крылечко. В этой рани, по поверью, мог подняться ветер-листобой. Он деревья обнажал, мог с бабьего или девьего лица красоту сорвать, золу вырвать да разметать по сорной траве, на подворье. Так что баба ветер заговаривала: «Ветер-листобой, ты лети за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, не тронь мою следа, с лица — зори, подыми перо воронье, суховерть да веревку-удавку, да отнеси ты назальное за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, а то заступлю твои следы, поветочкой осиновой забью!» Верила она, что тут ветер-листобой зла не учинит. Осиновой веточкой, что была еще ввечеру воткнута у крыльца, баба хлестала наотмашь и бросала горсть зерна: «Иди к добрым людям!» Пока топила баба печь, обряжалась, мужик шел из-под коровы навоз выбрасывать. Полагалось землю назмить, чтобы глада на землю не было, чтобы жито другим летом умножалось, чтобы овощи и хлеб уродились.

 

 

5 октября. Фока Ветроградарь. Листопадная

Осина лист роняет, осени уступает. Такие слова про осину молвятся: «Одна ягода — горькая рябина, одно дерево — горькая осина». И вот обнаженные ветви, тронутые прозеленью, дрожат в ненастье осеннем. Чаще дожди в этот день заходят на землю. Льется по пронзительным зеленым веткам небесная влага. Осина примерила, по народному поверью, русалкино платье. И так осталась в нем стоять. Русальим призраком ходить по земле. И пагубное дерево — осина, и принимающее печаль. Зло осиной не возлюблено. Вспомним сказки русские. Добрыня, убив змея, говорит: «Сушись ты, змей,

на той осине, на каляной!» По деревням был такой обычай: чтобы на скот, на избу нечисть не позарились, ставили по углам двора осиновые колья. К верейному столбу тоже привязывался осиновый кол. На верейный столб крепились ворота. И вот, чтобы в ворота нечисть войти не смела, чтобы ворота вкривь и вкось не пошли и отпугивали всякую неведомую силу, идущее от двора ко двору горе, крестьяне ставили кол, остро отесанный с обоих концов. Есть поверье, что убитую змею непременно надо повесить на осине. А то оживет змея, по следу людскому найдет того, кто ей смерть учинил, и укусит.

 

 

6 октября. Ираидин день. Оберег уголья печного

«Печеным, матушка, пособи, с бабьей долей поровни! Уголь, золу и печинку на поде сохрани!» Пекли наливушки. Картошку толкли, сдабривали яйцом и молоком, наливали на ржаную лепешку. А по краям лепешку чуть заворачивали. Наливушки славились, были жданны особенно ребятишкам.

 

 

7 октября. Фекла Зарёвница, Запрядальная.

Замолотки — начинают по утрам молотить в натопленных овинах. Последний день сбора царя грибов — боровика. С Феклы дни быстро убывают, ночи темнеют, а зори становятся багряными.

 

 

8 октября. Сергей Капустник

На Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима (северные губернии). Если первый снег выпадет на Сергия, зима установится на Михайлов день (21 ноября). Зимний путь устанавливается в четыре семины (седьмицы) от Сергия. Первый сухой снег обещает хорошее лето. Если снег падает на ущербе да на мокрую землю, зима скоро ляжет (Воронежская губерния). Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, зима скоро ляжет. На Сергия капусту рубят. Кур бьют на продажу. Если хорошая погода, стоять ей целых три недели.

Рубят в этот день капусту. Набивают отпаренные бочки мелко нарубленным, отсеченным от кочерыжек капустным листом.

Работа эта была для всей семьи. Дети чистили морковь, старики резали. Кочаны очищали от «одежки» — торчащих незавитых листьев. Секли кочаны. Засыпали соль. Толкли деревянной ступой, перемешивали соленье.

Бочку с квашениной откатывали в угол и принимались, коли на капусту был урожай, рубить во вторую бочку. Несколько дней капуста «бродила» — укисала. И стоял в избе терпкий запах. Чтобы капуста не перекисла, порой в нее клали осиновое полешко.

А на капустном листе пекли хлебные лепешки. Они вынимались из печи пахучие, раздушенные. Когда клали хлебную лепешку на капустный лист, задумывали зиму зимскую благополучно прожить. Пекли в этот день и капустные пирожки. С первым пирожком, снятым с противня, старая бабка бежала к гряде, с которой сняли капусту, и закапывала пирожок в землю. Просила она земельку о капусте на будущий год — пузастой, голенастой, не пустой, а густой.

Приговаривали:

Вилки в ведро, руби серебро, сечи-мельчи, в кадку топчи.

Хлеб да капуста лихого не подпустят.

 

 

9 октября

Иван Богослов. Путник

Из соломы, моченной в семи водах, путце ходовое плетется — тонкая веревка.

У рожденного в этот день путь-то, мол, есть, да то и дело жизнь неволит, рвет этот путь. И надобно его вновь зачинать, вновь обретать, что ни год.

Иван Богослов — наставник живописцев, иконного дела.

Предыдущая статьяСледующая статья