Осенние ЧП, связанные со взрывами бытового газа в разных городах страны, должны подтолкнуть жителей Кирова к активным действиям
Страшные новости появлялись в выпусках новостей одна за другой. В Рязани в результате взрыва бытового года рухнули перекрытия между тремя этажами. Погибли три человека, 13 человек пострадали, в том числе ребенок. 6 ноября в жилом доме в Иванове из-за неисправного газового оборудования прогремел взрыв. Погибли шесть человек. Еще восемь получили ранения. В Хабаровске взрыв в здании, в котором жили больше 60 человек, прогремел в ночь на 30 октября. Как установило следствие, в одной из квартир, где проживал токсикоман, имеющий серьезные психические отклонения, произошел взрыв бытового газа. А в Оренбурге 53-летний мужчина решил устроить взрыв в квартире, чтобы покончить собой, в результате на тот свет чуть не отправились его соседи.
После всех этих ЧП МЧС распространило распоряжение по всем регионам России об усилении контроля за состоянием газовых приборов в жилых домах. В некоторых городах власти пошли на чрезвычайные меры и перекрыли подачу газа в неблагонадежные квартиры.
Когда хата не может быть с краю
Взрыв газа в одной квартире может лишить жилья и даже жизни всех жителей дома. Как рассказал заместитель генерального директора – главный инженер АО «Газпром газораспределение Киров» Вадим Варакин, с грубыми нарушениями жильцами техники безопасности сталкиваются и кировские газовики.
— Практически все взрывы газа в квартирах происходят исключительно по вине самих граждан, — говорит Вадим Николаевич. — Беспечность и безответственность собственников, самовольное вмешательство в конструкцию газового оборудования, грубое нарушение правил его использования, несвоевременное проведение технического обслуживания — вот самые распространенные причины ЧП.
Нередки случаи, когда «мастер на все руки» самостоятельно устанавливает газовый водонагреватель и путает входы газа и воды. В итоге вода попадает в газопровод, без голубого топлива остаются жители всего подъезда.
Только за последние десять лет в нашем регионе произошло 49 «газовых» происшествий. Из-за чьей-то халатности пострадали 44 человека, 20 из них погибли.
Кто в ответе за голубые огоньки в квартире?
Нередко, после подобных ЧП, люди начинают обвинять в случившемся управляющие компании, дескать именно они должны были следить за безопасностью жильцов. На самом же деле именно потребители должны нести ответственность за исправное состояние плит.
— Вся ответственность за состояние газового оборудования и за его содержание лежит на собственниках жилых помещений, — говорит заместитель генерального директора УК Ленинского района Андрей Антонов. — Мы не можем контролировать, как жильцы используют свои плиты. Варят ли они на них себе ужин, или зажигают газ для того, чтобы согреться. К сожалению, не все видят в этом опасность.
Но жильцы должны не только использовать плиты строго по назначению, но и следить за тем, чтобы они находились в исправном состоянии.
— Раньше это было заботой УК, — говорит Андрей Александрович. — Именно коммунальщики регулярно проверяли и общедомовое газовое оборудование, и индивидуальное. Естественно, что проверки должны проводить специалисты. Поэтому мы заключали договоры со специализированными организациями, а затраты включали в строку «содержание и текущий ремонт». Ситуация кардинально изменилась три года назад. В 2013 году вступило в силу Постановление Правительства №410, которое четко разграничило зоны ответственности УК и собственников. Теперь управляющие компании в ответе только за содержание и ремонт общедомового оборудования.
Набрали по объявлениям
Если на плите перестанет гореть конфорка, то вы, скорее всего, сразу поймете, что здесь что-то не так. А вот определить самостоятельно нет ли протечек и полностью ли выгорает газ, вам вряд ли удастся. Да и доводить дело до крайностей не стоит. Куда лучше, а, прежде всего, безопасней, поддерживать работоспособное состояние газового оборудования. Это возможно только при проведении технического обслуживания.
Сейчас на рынке появились новые компании, не имеющие ни опыта работы, ни высоко-квалифицированных специалистов, ни собственной аварийно-диспетчерской службы. К сожалению, качество услуг таких контор часто оставляет желать лучшего. И иногда жителям после проведенного ремонта, или установки плиты приходится обращаться в другие организации и вновь платить деньги.
Напомним, техническое обслуживание газовых плит, котлов и водонагревателей нужно проводить не реже одного раза в три года, если иное не установлено изготовителем оборудования. Для старых плит и другого оборудования с истекшим сроком службы техническое обслуживание должно проводиться не реже одного раза в год. Эти сроки определены уже упомянутым 410-м Постановлением Правительства РФ.
В случае отсутствия договора на техническое обслуживание поставщик газа вправе приостановить подачу газа абоненту после предварительного предупреждения.
Важно понимать, что отключение газа – это мера крайняя, но вынужденная. Ведь отказ от проведения техобслуживания не позволяет вовремя выявить и устранить неполадки в работе оборудования и предотвратить возникновение аварийной ситуации.
Подумайте о себе и своих близких: стоит ли пренебрегать элементарными правилами безопасности?
Кстати
Важно помнить, что проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО имеет право только специализированная организация, имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. Это правило определено в Постановлении Правительства № 410. Компания «Газпром газораспределение Киров» имеет десять филиалов в Кировской области. Для заключения договора можно обратиться в местный филиал по телефону или лично, а также оставить онлайн-заявку на сайте компании www.gpgrkirov.ru. В Кирове оставить заявку на техническое обслуживание можно по многоканальному номеру 43-33-04.