Рабочим — класс

ККС рабочие водопровод

Первые лица неоднократно подчёркивают, что обучение рабочим специальностям – наш приоритет в образовании. В базе вакансий, например, Петербурга из 50 тыс. требуемых работников более 35 тыс. – квалифицированные рабочие. Тем не менее федеральный центр свалил на регионы финансирование большинства колледжей и техникумов, а майские указы обязали беспрестанно повышать зарплату бюджетникам. А зачем повышать, когда выгоднее закрыть и уволить? Как следствие, колледжи по всей стране накрыла волна мутных слияний, где государственные интересы не просматриваются даже с лупой.

 
Вопрос стоял об уплотнении

 

Осенью 2016 г. новый министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что процесс объединения вузов будет прекращён. За предыдущие два года с подачи экс-министра Дмитрия Ливанова количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450. «АН» неоднократно рассказывали, что эти слияния далеко не всегда были добровольными, а то и прямо отдавали рейдерством. Встал вопрос об упразднении «неэффективных»: Литературного института им. Горького, архитектурного университета, РГГУ, МАМИ. Против слияния РХТУ с МИСиС было собрано более 20 тыс. подписей, а в Минобрнауки вынуждены были признать, что учёные советы вузов с предложением о слиянии в министерство не обращались.

 

Тем не менее сформировался тренд на укрупнение: 15–20 крупнейших вузов должны бороться за места в международных рейтингах, на эти цели в 2013–2015 гг. не пожалели 54 млрд рублей. Ещё 100 брендов призваны поддерживать фундамент российской «вышки», а остальные 600–700 рискуют лишиться магистратур, аспирантур, диссертационных советов. В регионах взяли под козырёк, замешивая по 5–6 разноплановых вузов в одну кастрюлю, именуемую «университетом». Никакого прорыва в качестве образования на фоне снижения финансирования, естественно, не произошло, и министерство с приходом Васильевой решило притормозить и подумать. Зато с колледжами, переданными на баланс регионов, процесс уже не остановить.
Студенты Волгоградского технического колледжа написали петицию Генпрокурору РФ по поводу отъёма здания у учебного заведения местными властями. Колледж решили присоединить к аграрному (!) университету, в ход пошли древние прихваты с якобы аварийным зданием. Волнения начались и в Омске, где техникум водного транспорта сосватали к колледжу торговли, экономики и сервиса. А почему не «космоса, балета и истории Китая»? Как с таким дипломом устраиваться на флот? По словам студентов, поводом для реформы стала низкая эффективность техникума. А её упорно «добивался» директор, которого назначило само же областное министерство образования. И теперь оно же выдаёт за благодеяние свои попытки в духе Швондера совместить кухню с операционной. Вот в Ленинск-Кузнецком на Кузбассе хотя бы поступили честнее: переселяя в одно здание на проспекте Текстильщиков технологический и политехнический колледжи, пояснили, что просто надо терпеть.

 

 

В Татарстане в 2007 г. техникумы передали от республиканского Минобрнауки в Минтрудсоцзащиты. А в 2013-м вернули обратно. И каждый раз решение подавалось как единственно возможное и полезное для студентов. Хотя не просматривалось никаких причин, кроме экономии, которая выглядела как Нагорная проповедь на фоне изнасилования. Ведь в 2007 г. передавали 96 колледжей, а вернули в 2013-м в два раза меньше.
Профучилище специалистов для транспорта в Аргызе, где 60% населения – железнодорожники, «поженили» с аграрным колледжем в Бугульме, до которой 350 км и куда нужно ездить за каждой справкой. В Татарстане почти не осталось училищ и лицеев, которые готовят рабочих, – их поглотили те же техникумы и колледжи. В училищах было 80% практики, а после слияния разогнали до половины мастеров, которые при зарплате 10–15 тыс. рублей передавали реальные навыки.

 
Сэкономили?

Ничего подобного: одно переоформление документов стоит куда больше. По словам директора лицея Искандера Габидуллина, при смене юрлица им придётся заплатить по 9 тыс. рублей за каждую из 25 старых машин, на которых учатся дети. И уже не в первый раз. Как это делается в Петербурге Исполняя майские указы, густонаселённому Питеру сложно пойти путём Псковской области, где закрыли две трети сельских школ. В петербургские школы и детсады – очереди. Зато колледжи объединяют один за другим. В 2010 г. за бюджетный счёт на окраине построили Политехнический колледж, куда перевезли 4 техникума, имевших недвижимость в историческом центре. В ноябре 2016 г. дошла очередь до очередного лакомого куска – Издательско-полиграфического техникума на 5‑й линии в 300 метрах от Академии художеств и Невы, где давно планируют создать пешеходную зону.
Лакомым является не только историческое здание типографского комплекса Стасюлевича, где выпускали знаменитый «Вестник Европы». В техникуме обучаются 450 студентов, половина из которых бюджетники – т.е. из бюджета платят не менее 130 тыс. рублей в год за каждого. Конкурс 4 человека на место привлекает абитуриентов со всей страны: полиграфические техникумы есть только в Рыбинске, Саратове и Москве. В Самаре вон коллег разбомбили по тем же лекалам: много обещали, объединили и закрыли. А специальность востребованная – хороший печатник в Питере зарабатывает 100–150 тысяч. К тому же техникум в 2015 г. успешно прошёл государственную аккредитацию, проведён косметический ремонт в здании.
О готовящемся объединении с колледжем городского хозяйства педсостав узнал от собственных студентов, опубликовавших петицию. Оказалось, слияние втайне готовилось не менее года, а директор колледжа Анатолий Кривоносов уже совмещает должность главы техникума, но признания не снискал, появляясь на 5-й линии по 2–3 часа в неделю. Ведь если бы новая метла собиралась здесь что-то развивать, она должна в техникуме ночевать, вникая в сложное полиграфическое производство. Потом выяснилось, что Кривоносов в колледже городского хозяйства активно переводит преподавателей на договор, лишая таким образом длинного оплачиваемого отпуска и прочих льгот. Уже есть прецеденты, когда педагоги восстанавливались по суду. А из прошлого «эффективного директора» известно создание им в 1990­‑е «многопрофильного» вуза, который впоследствии не прошёл аккредитацию.
Тем не менее в городском комитете по науке и высшей школе (КНВШ) уверены, что объединение – единственный способ спасти (!) Полиграфический техникум, а Кривоносов – лучшая кандидатура. В КНВШ ссылаются на некий мониторинг и новые стандарты, требующие заменить проводку, иметь столовую, физкультурный зал и т.д., которые техникум все 85 лет своей истории успешно арендовал через два дома. По этой логике надо закрыть половину факультетов СПбГУ, где нет то лифта, то кафе. Когда студенты собрались на митинг, из комитета прискакали обеспокоенные парламентёры: мол, если будете поднимать шум, объединение пойдёт быстрее!
Тему «единственно возможного решения» глава КНВШ Андрей Максимов 2,5 часа развивал перед влиятельными персонами, заступившимися за техникум: мол, губернатор Полтавченко поддерживает курс нашего комитета, куда каждый может прийти со своими проблемами. По словам студентов, посетивших Максимова на следующий день, с ними тон был иной: ничего не понимаете, не туда лезете. «АН» адресовали Максимову ряд простых вопросов. Существует ли экономическое обоснование слияния? Как планируется развивать техникум без вложений в его инфраструктуру? На основании каких результатов Кривоносов считается эффективным управленцем? Когда у него был аудит? Лишь для решения вопроса об интервью «самый открытый комитет» потребовал прислать новый запрос за подписью главного редактора, на который будет дан ответ в положенные по закону недели. Простая мысль, что «ломать – не строить», почему-то находит слабый отклик у управленцев, привыкших скорее исполнять директивы, чем быть государственными людьми.

 

 

Источник: № 50 (541) от 22 декабря 2016[«Аргументы Недели », Денис ТЕРЕНТЬЕВ ]

Предыдущая статьяСледующая статья