В Госдуму внесён законопроект о введении «трудового воспитания» в школах. Необходимость проекта обусловлена широким толкованием нормы Закона «Об образовании». Например, сегодня привлекать несовершеннолетних обучающихся без согласия родителей к урокам труда, не предусмотренным программой, категорически запрещено.
Специальная группа
Поэтому авторы считают необходимым обозначить в законе понятие «трудовое воспитание». К тому же обозначить, что оно «осуществляется на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ».
Также есть мнение о необходимости прописать в законе «включение обучающихся в освоение работ в рамках трудового воспитания». В соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, интересов и способностей обучающихся». Это значит, что принуждения не будет, например: мытьё полов – только с согласия родителей. Исключение сделано для работ, входящих в должностные обязанности работников образовательной организации.
Скоро будет создана специальная рабочая группа, которая займётся вопросами, связанными с трудовым воспитанием. В неё приглашены представители Министерства финансов, образования и других комитетов Госдумы и авторы инициативы. Группа планирует выработать необходимые поправки в законодательстве для успешной реализации проекта.
По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, методические рекомендации по программам общественного труда будут обозначены в текущем году и с 2017 года будут вводиться в школах. Васильева отметила, что вопрос о том, насколько глубоко вовлекать детей в трудовую деятельность, решает само учебное заведение. Надо отметить, что вытирать свою парту и убирать школьную территорию полезно любому ученику.
Жизнь в социуме
Главные проблемы самостоятельной уборки класса – в нехватке времени. Расписание детей всегда загружено большим количеством дополнительных занятий, кружков, факультативов. Начиная с седьмого класса появляется подготовка к экзаменам. Как детям всё успеть?
В Советском Союзе для детей труд всегда считался важной частью образования. Трудовое воспитание начиналось с младшего возраста и осуществлялось педагогами последовательно и систематично. Его целью было воспитать у детей желание трудиться. По мнению некоторых экспертов, бытовой труд подготавливает ребёнка к жизни в социуме. Само определение «трудовое воспитание» пришло из XX века. По сути, это отсылка к идеологической догме, которой уже нет. Несмотря на убедительность доводов в пользу трудового воспитания, не все поддерживают такую практику. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина высказала опасения касательно законности проекта. «Если школа просто впишет трудовое воспитание в своих образовательных программах, она потом с трудом докажет, что это соответствует законодательной базе страны», – сообщила Духанина.
Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов рассказал, что поправки ничего не решат, так как Трудовой кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ будут противоречить этому закону и иметь прерогативу. «Безусловно, трудовое воспитание должно быть, но у этого вопроса нет лёгкого решения. Это решение зависит не только от внесения поправок в закон об образовании», – сообщил Никонов.
Труд или технология
Сейчас в учебной программе общеобразовательных школ есть предмет «технология». Его преподают с 1-го по 9-й класс. Во время урока девочки готовят еду, вышивают картинки и шьют одежду. Мальчиков учат минимальным навыкам столярного дела. В зависимости от вида трудовой деятельности дети учатся обращаться с разнообразными орудиями труда. Это способствует их умственному и физическому развитию.
У них развивается мелкая мускулатура, формируются ручные умения, совершенствуется координация движений рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результатов труда. В каждой из возрастных групп учителя используют те методы и приёмы, которые помогают детям решать определённые виды бытовых задач наиболее эффективно.
В 2017 году изменения в сфере образования коснутся не только труда, но и экзаменов. Из ЕГЭ по химии, физике и биологии уберут тестовые задания и оставят тестовую часть только в заданиях по иностранному языку. Для учеников 9-х классов в ГИА по русскому языку введут устную часть. Проверочные работы в 11‑м классе по всем предметам, которые не входят в ЕГЭ, пройдут так же, как и в предыдущие годы, – в апреле. Однако в этом году проверочные работы будут проходить для всех школьников по единым заданиям и в одно и то же время.
№ 13 (555) от 6 апреля 2017 [«Аргументы Недели », Татьяна НИКИТИНА ]