Магистры первого курса поделились впечатлениями о производственной практике
Завершена производственная научно-исследовательская практика под руководством профессора кафедры географии и методики обучения географии Алексея Прокашева, успешная реализация которой оказалась возможной благодаря поддержке руководства университета и института химии и экологии. В задачи практики входило изучение зональных типов ландшафтов, охраняемых природных территорий и сбор нового полевого материала для выпускных квалификационных магистерских работ.
Наиболее яркие впечатления остались от выездного этапа практики. Именно они позволили впервые составить целостное визуальное представление о разнообразии ландшафтов Вятского края: от среднетаёжных нагорских на севере до подтаёжных малмыжских на юге.Первым на нашем пути стало уникальное местонахождение горючих сланцев близ пос. Синегорье, наследие природы теплого мезозоя. Добраться до него оказалось непросто: на пути встала водная преграда из двух рек, Кобры и её левого притока, вспухших из-за затяжных дождей. Мосты на них ещё не были восстановлены после половодья, поэтому добираться пришлось на моторке, арендованной у местного «капитана». Некоторые из нас впервые переправлялись на лодке через реку, что стало одним из ярких впечатлений несмотря на нудный моросящий дождик.
В ходе обследований высоких береговых обнажений нам не удалось «откопать» хороших образцов горючих сланцев. Больше попадались песчаники или битуминозные глины, из толщи которых частенько «выглядывали» в виде отпечатков и окаменелостей ископаемые моллюски – аммониты, белемниты, двустворчатые – давно вымершие обитатели синегорского залива, плескавшегося здесь в юрское и меловое время, примерно 170-110 млн лет назад. Особенно интересны «чертовы пальцы» – окремнелые внутренние скелеты белемнитов, похожие на наконечники стрелы. Из низких пойменных отложений нами были дополнительно отобраны образцы погребенной древесины для радиоуглеродного анализа и определения истории формирования долины Кобры.
В следующие несколько дней нами изучались природные комплексы Кобринской низины, малоизученного в ландшафтном отношении геоморфологического района, «зажатого» между Северными и Вятскими Увалами. Погода всячески пыталась нам помешать, но интерес и настойчивость были выше этих неудобств.
Далее наш путь лежал в Котельничский район, где в 25 км от районного центра, близ полузаброшенной деревеньки Жуковляне, в забытых богом и людьми местах недавно учреждён новый геологический памятник природы. Это скопления многих сотен камней шаровидной и плитовидной формы весьма крупных размеров, о происхождении которых существует немало легенд и научных догадок. Вновь на нашем пути встало препятствие, сначала в виде бездорожья, помешавшего подъезду с севера, а позднее — железнодорожного полотна, обнаруженного при попытке достичь цели с противоположной стороны. Мы разбили лагерь, а после ночёвки с нетерпением направились по живописной 4-х километровой дамбе к жуковлянским каменным «истуканам». Нам предстояла работа по изучению условий залегания шаровидных конкреций и их происхождения, а также окружающих геосистем.
В ходе наших наблюдений было установлено, что конкреции самых причудливых форм величиной, достигающей роста человека, залегают в мощной толще рыхлых и сцементированных песчаных и гравийно-песчаниковых наносов. По мнению А.М. Прокашева, рыхлые пески были принесены сюда в пермский период палеозоя прареками, стекавшими более 225 млн лет назад с высоких в то время Уральских гор, и отложились в виде обширного плаща. В послеледниковое время на нём поселились сосновые леса, позднее преобразованные в агроландшафты. При железнодорожных работах часть земельных угодий была изъята под карьеры для добычи песчаных материалов. Тогда и были обнаружены на некоторой глубине увесистые, инкрустированные гравием и галькой песчаниковые конкреции. Их цементации засчёт углекислой извести способствовал жаркий в пермское время климат, напоминающий современные условия пустыни Тар на северо-западе Индии. Примерно в тех местах находилась тогда вятская земля.
Не исключено, что в межледниковое время эти места подвергались воздействию талых ледниковых вод. Они частично растворили известь в верхних толщах пермских песчаников и вновь превратили их в рыхлые пески. Но часть песчаниковых наносов, особенно их более глубокие горизонты, сохранились или были слабо переработаны водно-ледниковыми потоками и оказались вскрыты при карьерных работах. Так некогда погребённые узники, посланцы далёкого Урала, претерпев череду катаклизмов, предстали перед человеческим взором в виде колоритных по форме и размерам каменных истуканов. Благодаря своей крепости они оказались «не по зубам» бульдозерам и ныне по праву включены в список природного наследия, украшающего лик Вятского края. Однако пока эти «болиды» надлежащим образом не охраняются, и остаётся только надеяться на то, что здравый рассудок и любящие сердца жителей региона позволят сохранить навечно этот удивительный природный феномен нашей малой родины.
Из других объектов, представляющих научный интерес, бегло остановимся на долине р. Гоньбинки в Малмыжском районе, более напоминающем по облику лесостепь по сравнению с суровыми северными ландшафтами Вятского края. Долина врезана в Мари-Турекское плато с его тенденцией к поднятиям. Благодаря этому здесь активизировались современные эрозионные процессы, одним из наглядных проявлений которых являются развитая овражно-балочная сеть, да и сама долина этой небольшой речки с чёткими «плечами» берегов и террасового комплекса с наличием оползней. Наиболее интересным является тот факт, что ранее в толще первой надпойменной террасы научным руководителем здесь была обнаружена погребённая древесина, абсолютный возраст которой по радиоуглероду составил около 10 тыс. лет. До этого упавшее дерево находилось на заливной, пойменной, террасе и было за указанный период погребено 3-х метровым слоем речных наносов. Позднее в результате тектонических поднятий и спровоцированного ими ускоренного вреза реки пойма с погребённым бревном стала надпойменной террасой. Фактически этот участок реки представляет собой ещё один памятник природы высокой научной ценности, так как служит примером сложных взаимоотношений внутренних и внешних сил Земли. Их результатом является наблюдаемый ныне современный рельеф и активные эрозионные рельефообразующие процессы. Одним из наглядных проявлений последних служат растущие буквально на глазах овраги и оползни, чем был обусловлен выбор данной территории для наших исследований.
В ходе практики несмотря на ежедневные дожди мы смогли воочию увидеть разнообразие природы различных ландшафтных зон, изучить ряд интересных объектов, имеющих важное природоохранное значение, усовершенствовать навыки экспедиционных работ и собрать экспериментальные материалы для дальнейших научных исследований по темам студенческих ВКР и преподавателей кафедры географии и методики обучения географии. Впереди ждут другие интересные маршруты и научные открытия, которые суждено сделать новым генерациям студентов-географов: ведь природа вятской земли полна загадок, а горизонты научного познания необозримы…