В 2018 г. Министерство здравоохранения продолжает программу диспансеризации взрослого населения в возрасте от 21 года до 90 лет. В многочисленных интервью представители ведомства не устают повторять, что подобный осмотр якобы позволит гражданам в полной мере узнать о состоянии своего здоровья и риске хронических заболеваний. Особо подчёркивается, что все эти блага полагаются гражданам совершенно бесплатно в рамках системы обязательного медицинского страхования. Тем не менее практика существенно расходится с громкими обещаниями. В частности, в 2018 г. из программы диспансеризации пропал целый ряд исследований, без которых, по мнению экспертов, и без того беглый осмотр становится вовсе бессмысленным.
О ТОМ, что диспансеризацию могут существенно урезать, представители Минздрава говорили достаточно долго – как минимум, несколько последних лет. Тем не менее сокращать программу чиновники долгое время не осмеливались. Не исключено, что играло роль[end_short_text] общественное возмущение, которое поднималось всякий раз после появления подобных новостей в информационном пространстве. Тем не менее в 2018 г. ведомство всё же решилось реализовать давно задуманное. Результатом стало исчезновение из программы общего и биохимического анализов крови, общего анализа мочи и двух ультразвуковых исследований – органов малого таза и органов брюшной полости.Авторы «реформы» объяснили это тем, что данные исследования якобы малоинформативны и в выявлении заболеваний на ранних стадиях роли не играют (правда, при этом также было сказано, что при малейших подозрениях на эти анализы пациента без проблем направит участковый врач). Что же в итоге осталось в программе диспансеризации?
Обязательными для абсолютно всех пришедших на диспансеризацию на первом этапе остаются всего семь «пунктов»:
– опрос врача на предмет хронических заболеваний и могущих их спровоцировать вредных привычек;
– измерение давления;
– измерение роста и веса с определением индекса массы тела;
– флюорография;
– два экспресс-анализа крови (на холестерин и сахар);
– приём терапевта;
– консультация по итогам пройденных исследований и принятие решения о прохождении второго этапа диспансеризации (проводится на приёме у терапевта).
Отметим, что первый этап также предусматривает и дополнительные исследования, которые полагаются гражданам в зависимости от возраста и пола. Например, на электрокардиограмму отправят только мужчин старше 35 лет и женщин старше 45 лет. Далеко не всем полагается измерение внутриглазного давления: для граждан младше 60 лет эта процедура не предусмотрена. Кроме того, с этого года в порядок диспансеризации включён анализ кала на скрытую кровь – в Минздраве считают, что по его результатам можно диагностировать раннюю стадию онкологических заболеваний. На этот анализ будут направлять граждан в возрасте 49–74 лет. Наконец, женщинам в возрасте 30–60 лет необходимо будет сдать анализ мазка с шейки матки (а возраст 39–69 лет предполагает также маммографию), а мужчинам 45–51 года – анализ крови на определение так называемого простат-специфического антигена, который может указать на рак предстательной железы или аденому простаты.
Что касается второго этапа, то там «ассортимент» положенных исследований тоже невелик и ещё сильнее завязан на возраст пациента. Например, гражданам в возрасте от 21 года на этом этапе положена только спирометрия (измерение показателей дыхания). Все прочие исследования и осмотры специалистов (в числе которых, кстати, значатся только хирург, уролог и колопроктолог), если верить минздравовскому порядку, положены только тем, кто старше, как минимум, 45 лет (в некоторых случаях – старше 49).
Таким образом, очевидно, что на такую «диспансеризацию» народ будет ходить с ещё меньшей охотой, чем в предыдущие годы. Равно как очевидно и то, что спрашивать с врачей показатели проведённой диспансеризации Минздрав будет столь же строго, как и до этого (на что медики неоднократно жаловались), а объём документации, которую придётся заполнять врачу, вряд ли снизится. Наконец, явная «дискриминация по возрасту», которая лишает некоторых исследований граждан максимально трудоспособного возраста (30–40 лет), сводит на нет саму изначальную идею диспансеризации. Которая, напомним, заключалась в том, чтобы «выдернуть» из «групп риска» именно тех, кто в силу возраста склонен самостоятельно не замечать незначительных недомоганий и в результате может упустить серьёзное заболевание. Словом, хотели как лучше, а получилась экономия бюджетных средств.Которая явно не пойдёт на пользу здоровью нации…