История вятского парламентаризма: 20 лет работы на результат
12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. А уже 30 декабря, через две с половиной недели, вышло постановление администрации области, которым было утверждено положение о выборах в Кировскую областную Думу первого созыва. В преддверии круглой даты «НВ» решил вспомнить историю становления вятского парламентаризма.
3 апреля 2001 года состоялось первое заседание депутатов третьего созыва. А 4 июля 2002 года Кировская областная Дума была переименована в Законодательное Собрание Кировской области. Для этого было две веские причины: во-первых, в названии было решено за- крепить законодательную функцию регионального парламента, отделив его в сознании людей от городских и районных Дум, которые не были органами власти, а представительными органами местного самоуправления. Собственно, это уже сделала Конституция Российской
Федерации, провозгласив властью федеральный и региональный уровень, а органам местного самоуправления оставив отдельную самостоятельную нишу.
А во-вторых, депутатам хотелось поднять имидж своего органа власти как единственного и исключительного носителя права принимать региональные законы.
Непростая эпоха перемен
Годы работы третьего созыва – а он был избран на пять лет – пришлись на время реформ. Были приняты новые кодексы – Земельный, Лесной, ЖКХ и т. д.
Все они были направлены на то, чтобы закрепить рыночные правила игры и четко распределить роли собственников, арендаторов, пользователей, контролеров.
Именно этому созыву довелось взять на себя удар социальных реформ. Все мы помним печально знаменитый 122-й ФЗ, который перевел льготы с натуральной формы на денежную и существенно пересмотрел систему социальной поддержки в целом. Многие категории, которые раньше имели право на льготы, оказались за бортом – их пришлось обеспечивать за счет областного бюджета.
Депутаты Заксобрания третьего созыва разработали свои, региональные, законы, взяв обеспечение этих категорий на региональный бюджет.
Реформа самоуправления
Еще одной серьезной задачей депутатов третьего созыва Законодательного Собрания Кировской области была реформа местного самоуправления. Мы едва ли не первыми в России создали законы, установившие новый принцип деления муниципальных образований – городские поселения, сельские поселения, городские округа, сельские округа и т. д. Насколько это было сложно, судите сами: вместо 39 административных районов и 6 городов в Кировской области оказалось более пятисот (!) муниципальных образований каждое со своими управленческими органами и функциями.
Первая часть реформы была проведена, предстояло переходить к другой, не менее важной ее половине – формированию межбюджетных отношений.
Конечно же, все методики со сложными арифметическими формулами разрабатывали финансисты, но и депутаты внесли в построение схемы взаимоотношений региона с муниципалитетами огромную лепту. Не случайно многие наши идеи подхватили другие регионы.
Четвертый созыв: партийная юность
23 марта 2006 года прошли выборы в Заксобрание четвертого созыва.
В стране полным ходом шли демократические реформы, в том числе через усиление роли политических партий.
Впервые в Кировской области половина мандатов была отдана партиям, победившим на выборах, то есть набравшим более 5 % голосов. Таковых оказалось пять: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Российская партия пенсионеров», «Аграрная партия России».
О том, что депутатам четвертого созыва предстоит долгий период «притирок», прежде чем они научатся находить компромиссы, стало понятно с самого начала работы. И если на первом пленарном заседании тайным голосованием с первого раза были избраны председатель (Владимир Васильев, «ЕР») и два его заместителя (Николай Ефремов и Владимир Агалаков, «ЕР»), то голосование «по портфелям» (то есть по председателям комитетов) чуть не сорвалось: оппозиция покинула зал заседаний. В конце концов решения по председателям комитетов приняли «в закрытом режиме». В общем-то все пять лет работы четвертого созыва прошли «в обстановке партийности», и это вносило на площадку Заксобрания атмосферу дискуссионности и динамичности.
Важные достижения
Одним из самых серьезных достижений депутаты четвертого созыва считают принятие Закона «О ветеранах труда Кировской области», который восстановил справедливость по отношению к пожилым людям, имевшим большой стаж работы, но не получившим федеральных знаков отличия. Из-за него было сломано немало копий – областной бюджет никогда не был избыточным.
Но это была политическая воля депутатов, и они победили.
Приняли депутаты немало и других социальных законов: «О вознаграждении за выполнение функций классного руководителя», «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и др.
Вообще, четвертый созыв пришелся на период некоторого экономического подъема как в России, так и в Кировской области. Президент объявил четыре масштабных национальных проекта: по здравоохранению, образованию, развитию АПК и жилищному строительству, и депутаты приняли немало региональных нормативных актов во исполнение этих проектов. В больницы и школы пошло оборудование, повысились зарплаты врачей и педагогов, стали строиться высокотехнологичные животноводческие комплексы, вокруг которых вырастали целые поселки. Получило толчок ипотечное и социальное строительство. Законами области утверждались все наиболее значимые областные целевые программы. Развивался в регионе и массовый спорт. Финансирование этой строки в бюджете увеличивалось с каждым годом, на свои деньги депутаты строили детские спортивные площадки, проводили спортивные мероприятия, разработали и приняли Закон «О физической культуре и спорте в Кировской области».
Пятый созыв: нужно уметь сотрудничать
Выборы в Законодательное Собрание пятого созыва прошли, как и в предыдущем созыве, по смешанной системе: половину мандатов получили одномандатники, половину – списки партий, переступившие на выборах 6-процентный барьер. 13 марта 2011 года, в день голосования, была зарегистрирована достаточно высокая явка избирателей – 47,7 % (в предыдущем созыве на выборы пришло 43,9 % избирателей).
Партийное представительство в Заксобрании тоже осталось прежним.
В настоящее время партийный «расклад» следующий: «ЕР» – 27 человек, КПРФ – 7, «СР» – 8, ЛДПР – 6; шесть депутатов не входят ни в какие фракции и считают себя независимыми.
Так называемого «квалифицированного большинства», то есть количества, достаточного для голосования по внесению изменений в Устав Кировской области (а это две трети от списочного состава, или 36 голосов), ни у одной партии не было и в прошлом созыве.
Но в этом созыве возникла проблема и с «простым большинством» (50 % + 1 голос). Таким образом, голосование по любым вопросам могло оказаться под угрозой срыва.
Впрочем, о том, что в пятом созыве будет горячо, стало понятно намного раньше, когда вместо двух по традиции заместителей председателя (спикером ОЗС пятого созыва стал Алексей Ивонин) депутаты выбрали четверых – по заместителю от каждой фракции. Ими стали Николай Бусыгин («ЕР»), Михаил Курашин («СР»), Владислав Гукасов (ЛДПР) и Сергей Мамаев (КПРФ). Вскоре Мамаев был избран в Государственную Думу, и на его место пришла Марина Созонтова.
Парламент на службе народа
Сегодня уже можно констатировать: за последние годы количество законодательных инициатив от депутатов значительно выросло. Если раньше принятие законодательных актов в основном инициировалось исполнительной властью, то в пятом созыве более половины законопроектов в повестках каждого пленарного заседания – от депутатов.
Они не только отслеживают федеральное законодательство, вовремя внося соответствующие коррективы в областные законы, но зачастую выступают инициаторами принципиально новых инициатив в самых различных сферах жизни – от общественного транспорта до социальных выплат и льгот.
Впервые в пятом созыве по инициативе депутатов был принят Закон «О контрольной деятельности депутатов Законодательного Собрания Кировской области», который позволил усилить контроль и за деятельностью исполнительной власти, и за работой органов местного самоуправления. И в первую очередь в жизненно важных направлениях, где задействованы бюджетные деньги. Примеры, когда депутатский контроль заставил чиновников делать свою работу как должно, а не абы как, не единичны. Конечно же, выявить такие ситуации помогает постоянная связь депутатов со своими избирателями. Это их сильная сторона, их «конек». В каждом райцентре Кировской области у депутатов есть общественные приемные, где работают их добровольные помощники. Реализуя принцип «народности», депутаты пятого созыва ориентируются не только на своих непосредственных избирателей, но и на общественные организации. Они готовы принять любые формы работы, если это во благо жителей Кировской области.
Кстати
Сегодня все законопроекты размещаются на сайте Заксобрания, который несколько лет подряд занимал призовые места в российском рейтинге открытости, который составляет фонд свободы информации (г. Санкт-Петербург). А в 2013 году он получил «за открытость» первое место. На нем можно получить любую, самую исчерпывающую информацию о том, что происходит в ОЗС, а также поделиться своими замечаниями по поводу законопроектов.