Она была проведена на базе Башкирского государственного университета
28-30 мая состоялся консалтинговый визит представителей ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья ВятГУ в вузы Республики Башкортостан. В рамках визита были организованы мероприятия, направленные на развитие инклюзивного высшего образования в регионе. Площадкой проведения мероприятий стал Башкирский государственный университет. Мероприятия начались с официальной встречи руководителя ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья ВятГУ Светланы Башмаковой с ректором БашГУ Николаем Морозкиным и сотрудниками университета, ответственными за организацию инклюзивного обучения студентов с инвалидностью.
В ходе встречи обсуждались основные направления сотрудничества с ресурсным центром, были отмечены достижения в области создания условий доступности высшего образования для лиц с инвалидностью, определены дальнейшие пути развития инклюзивного образования в вузе и регионе. Особой темой обсуждения стало создание центра поддержки инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
29 мая была организована работа региональной рабочей площадки «Опыт инклюзивного высшего образования инвалидов в Республике Башкортостан». К участию в работе площадки по развитию инклюзивного высшего образования были приглашены представители вузов республики Башкортостан и других регионов, входящих в закреплённые территории РУМЦ ВятГУ, представители общественных организаций инвалидов, руководители школ-интернатов для детей инвалидов, все заинтересованные лица.
Презентационный этап работы площадки начала своим выступлением руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья ВятГУ Светлана Башмакова. Она определила цели и задачи деятельности ресурсного центра в регионе, дала характеристику основных направлений взаимодействия с вузами-партнёрами по проблемам обучения студентов с инвалидностью в условиях инклюзивного образования, а также сформулировала современную концепцию инклюзивного образования с точки зрения государственной политики в области помощи инвалидам. Светлана Борисовна особо остановилась на результатах совместной деятельности центра с вузами республики Башкортостан и перспективах дальнейшего взаимодействия. Руководитель РУМЦ ВятГУ презентовала новейшие методические разработки в области инклюзивного высшего образования, созданные сетью ресурсных центров РФ.
Опыт создания специальных условий обучения инвалидов в БашГУ представил руководитель центра инклюзивного образования Рахимьян Юсупов. В своём докладе «Формирование социальной активности студентов в условиях инклюзивной образовательной среды» Рахимьян Галимьянович особо отметил важность обеспечения непрерывности образования лиц с инвалидностью, указал на необходимость реализации новых направлений воспитательной работы в вузе. Также состоялись презентация модели деятельности центра инклюзивного образования Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы и знакомство с опытом организации инклюзивного высшего образования инвалидов в области получения технических специальностей в Уфимском государственном авиационном техническом университете.
Важной составляющей презентационного этапа работы площадки «Опыт инклюзивного высшего образования инвалидов в Республике Башкортостан» стало выступление представителей школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Большую дискуссию вызвал проектировочный этап работы площадки по развитию инклюзивного высшего образования в республике Башкортостан. Работа проходила в активных фокус-группах, объединявших представителей вузов, школ и общественных организаций инвалидов. Выступающие инициировали обсуждение вопросов, касающихся разработки и реализации адаптированных основных образовательных программ в вузе, создания специальных образовательных условий организации учебной и производственной практики студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождения инклюзивного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в процессе учебных занятий, внедрение программ электронного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Больший интерес у участников мероприятия вызвали вопросы создания доступной среды вуза для студентов с инвалидностью. В рамках этой фокус-группы обсуждались единые подходы к размещению на сайте вузов информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; созданию и поддержанию безбарьерной архитектурной среды вуза; обеспечению учебного процесса специальными техническими средствами обучения инвалидов.
Деятельность рабочей площадки завершилась совместным определением стратегических направлений развития инклюзивного высшего образования в Республике Башкортастан. Приоритетными линиями развития были определены профориентация лиц с инвалидностью с учетом их возможностей и потребностей региона; социокультурная реабилитация студентов с инвалидностью в процессе их обучения в вузе; содействие трудоустройству выпускников вузов с инвалидностью как межведомственная задача, стоящая перед руководством Республики.
Все участники встречи выразили огромную благодарность организаторам рабочей площадки и предложили продолжить практику проведения совместных мероприятий по развитию инклюзивного образования инвалидов.