Мировая борьба за банан

Россия поставила очередной мировой продовольственный рекорд.

 

 

 

По итогам 2017 г. мы наконец обогнали США и Германию в мировой банановой гонке и стали крупнейшим в мире импортёром этого коронного фрукта. За него, как за многие другие ресурсы, сражаются многие страны, при этом мы уверенно побеждаем в перетягивании бананового каната.

 

 

Жёлтый король

Банан – король продуктового импорта, причём с сумасшедшим отрывом, к тому же далеко не только российского. У нас на него приходится 22% всего ввоза фруктов. Это ошеломляющие 1, 5 млн т в год, то есть по четыре с лишним тысячи тонн в сутки, что в более понятных масштабах равно двум сотням громадных грузовиков-тяжеловозов. Столько бананов в РФ съедают каждый день.
Что касается общих цифр, всего в прошлом году наша страна завезла 7, 1 млн т фруктов и овощей. Чтобы понять, насколько мощно банан обгоняет всё остальное, достаточно сказать, его завезли больше, чем всех цитрусовых, вместе взятых (20% импорта), в 2, 5 раза больше, чем яблок (9% вала), втрое больше, чем томатов (7% общего ввоза). Кстати, по яблокам российский импорт, который не так давно был крупнейшим в мире и достигал 1, 4 млн т в год, в последние пару лет ужался весьма основательно.
Конкретно – более чем вдвое. За это надо благодарить и резкий подъём собственного производства, и санкции, остановившие громадный европейский яблочный вал, шедший два десятилетия на российские прилавки от Калининграда до Магадана. Тут можно только радоваться, поскольку по яблокам РФ вполне в состоянии обеспечить себя самостоятельно. То же касается огурцов, томатов и пр., но тут придётся чуть подождать, пока в стране достроят тысячи гектаров новых теплиц. Что интересно, сильно поменялся и состав стран-импортёров. Логичным образом крупнейшим продавцом овощефруктовой продукции в РФ стал Эквадор, поскольку он – основной мировой поставщик бананов. Турция, некогда безраздельно господствовавшая на первом месте, сильно сдала, её доля в импорте ужалась до 14%. Тем временем на третье место ворвался Китай, в прошлом году импорт оттуда рванул вверх в 1, 4 раза, особенно сильно рванул по яблокам и томатам. Хотя из КНР к нам что только не везут, в том числе таможня отмечает заметные объёмы по луку, капусте, морковке, мандаринам, грушам и болгарскому перцу.

 

 

Наконец, почётное четвёртое место по импорту фруктов и овощей в 2017 г. досталось дружественной Белоруссии. Надо сказать, для соседа это не столько рекорд, сколько повод взгрустнуть. Что интересно, крупнейшей статьёй белорусского импорта в 2017-м стали персики и нектарины, которых завезли почти 90 тыс. тонн. Надо ли говорить, что собственное белорусское производство этих южных фруктов не достигает и десятой части этого вала? Не иначе, едут в соседних фурах с пресловутыми белорусскими креветками, мидиями и камамбером. Также к нам активно везли белорусские яблоки и помидоры. Конечно, все понимают ситуацию, но традиционно закрывают глаза. С другой стороны, постепенно этот кран, видимо, прикрывают. В 2015 г. белорусский импорт фруктов и овощей разросся до ошеломляющих 1, 1 млн т, спустя год резко упал до 640 тыс. т, в прошлом году ужался до 540 тыс. тонн.

 

 

Вообще даже 7, 1 млн т прошлогоднего фруктового и овощного импорта – вовсе не страшно, если взглянуть на картину в целом. По мнению экспертов Минсельхоза, реальная потребность России в овощах – примерно 17, 6 млн тонн. Из них 15, 8 млн т приходится на овощи открытого грунта, 1, 8 млн – на тепличные. Собственное производство, особенно по открытому грунту, почти добралось до заветной черты. В 2017 г. в нашей стране вырастили 15, 4 млн т овощей в открытом грунте плюс 946 тыс. т тепличных. Так что разница всего 1, 3 млн т, из них почти всё приходится на тепличные овощи, выпуск которых в РФ год от года прёт в гору. По многим культурам мы давно не только не нуждаемся в импорте, сами продаём за рубеж – куда только можно. Например, уровень самообеспечения страны по моркови – 154%, по кабачку – 108%, по свёкле – 107%. Что касается отстающих, проблемы в основном по огурцам и томатам, где отечественные продукты закрывают только 60–70% спроса. Также, что удивительно, РФ почему-то не хватает своей капусты, тут импорт до сих пор закрывает 38% потребности. Но в целом ситуация выправляется на глазах, так и по томатам с капустой явно скоро добьёмся своего.

 

 

Ароматные риски

 

О бананах, конечно, такого не скажешь. Развивать в нашем климате собственное производство фрукта, которому требуются тропическая влажность и средняя годовая температура 25–30 градусов, скажем прямо, нерационально. Зато у банана есть необычное побочное свойство. В определённом смысле РФ очень выгодно закупать его в огромных количествах, поскольку у этого фрукта есть мощнейшая политическая составляющая. Не просто так в своё время президент В. Путин лично открывал в порту Петербурга знаменитый «банановый мост». То есть первое в истории регулярное круглогодичное океаническое сообщение между РФ и Эквадором. Не просто так он же много раз посылал вице-премьеров в Латинскую Америку налаживать масштабные банановые контакты.

 

Начнём с того, что продавать бананы в РФ – одно удовольствие. Во-первых, спрос огромный. Импортёры не нарадуются: с начала 1990-х гг. потребление банана в РФ растёт со скоростью снежного кома, падающего с вершины Эвереста. Если в 1994 г. съели 200 тыс. т бананов, к 2000 г. спрос подскочил до 600 тыс. т, ещё через 12 лет он удвоился, дорос до 1, 2 млн тонн. Экономические трудности последних лет только подстегнули спрос на тропический фрукт. В 2017 г. поставщики продали 1, 5 млн т бананов, заработав на этом не менее 200 млрд рублей.

 

Импорт, доросший до таких цифр, огромен по любым меркам. Для справки: общий мировой урожай бананов – порядка 85 млн тонн. Но только седьмая часть этого урожая, то есть 12 млн т, отправляется на экспорт. Остальное страны-производители, которых не так много, съедают сами. Крупнейший мировой продавец бананов – Эквадор, при этом основной потребитель даров эквадорских плантаций – Россия. Вот простой факт: каждый третий собранный в Эквадоре банан отправляется в нашу страну.

 

В конечном счёте многие мировые банановые дороги ведут в РФ. Очищая кожуру, можно не сомневаться: прежде чем попасть к вам в руки, фрукт с огромной вероятностью вырос в предгорьях Анд, затем его погрузили на громадное судно-рефрижератор, оно миновало Панамский канал, пересекло Атлантический океан и добралось до порта Санкт-Петербург. Откуда ароматный груз развезли по всей стране. Стоит знать, банановый бизнес не так банален, как кажется. Конечно, урожай собирают 52 недели в году, поэтому крупных сезонных колебаний цен, дефицита и т.п. – не бывает. Но, когда везёшь фрукты через полмира, возникают немалые риски. Судите сами, общий срок хранения бананов с момента сбора на плантациях – немногим более месяца. Транспортировка из Эквадора в РФ на судах-рефрижераторах занимает 12–15 суток. Как только корабль приходит в порт, бананы доводят до дозревания в специальных камерах. Это занимает от 3 до 8 суток. В итоге время на продажу, до момента, когда товар испортится, – одна-две недели. Партии возят громадные, время всегда поджимает. Вероятность погореть, поскользнувшись на этой кожуре, огромная. Вот почему вроде бы простым банановым ремеслом почти не занимаются мелкие компании-поставщики. В итоге рынок давно поделили акулы. Поставки этих (как и многих других) фруктов в РФ давно и прочно монополизировали несколько очень крупных компаний-импортёров.

 

Второй секрет бананового пирога – этот фрукт в РФ неспроста стал особо народным благодаря низкой цене. Только почему банан часто продают дёшево? Дело в том, что для крупнейших торговых сетей это особый товар, своеобразная обманка для покупателей. Как объясняют эксперты, неспроста коробки с бананами часто лежат при входе в магазин, демонстрируя весьма невысокие цены. Так продавцы пытаются убедить население, будто и все остальные товары в этом магазине дёшевы. Поэтому бананы в крупных сетях порой продают даже в убыток, всё ради нехитрого трюка.

 

В результате бананы в России не только радикально дешевле, чем в пресловутых странах золотого миллиарда, особенно если сравнивать с ценами в Евросоюзе. Порой у нас он идёт дешевле, чем в магазинах страны происхождения. Вообще мировая банановая экономика так же нестабильна, как нефтяная. В лучшие годы, когда цены высокие, она процветает при оптовой стоимости 15–18 долл. за стандартную коробку весом 22 килограмма. То есть примерно 30–40 руб. за килограмм.

 

Но, на беду, у банановых королей часто случаются чёрные полосы. Тут всё как со стоимостью нефти: цены на бананы порой неожиданно рушатся вдвое-втрое. В ответ точно так же, как на топливном рынке, страны-производители начинают создавать картели, пытаются хотя бы немного приподнять цены. Больше всего этим славятся руководители Эквадора, которые много раз устанавливали фиксированную государственную международную отпускную цену на коробку бананов. В итоге помогло это мало.
Вдобавок беда, как обычно, пришла не одна. В последние несколько лет банановые пальмы в ведущих эквадорских провинциях-производителях поразил грибок. Хозяйствам и так было несладко: в последние годы продуктивность эквадорских почв снижается. Правительство помогло, как умело: ввело чрезвычайное положение в банановом секторе экономики и принялось окуривать плантации химикатами за счёт государства. Всё это окончательно подорвало благополучие аграрных хозяйств Эквадора. Зато какая радость российским импортёрам. Закупочная стоимость бананов в последние два года упала почти вдвое.

 

 

Оригинал: № 38(631) от 27.09.18 [«Аргументы Недели», Константин Гурдин]

Предыдущая статьяСледующая статья