Обычно в тяжёлые времена потребление спиртного в России резко растёт. Например, в 1999 г., когда правительство всячески потакало желанию утопить проблемы в спиртном, всего за год потребление 40-градусных жидкостей подскочило на 15% и поставило мировой рекорд. Впоследствии потребовалось 15 лет, чтобы сбить этот печальный показатель хотя бы на треть. К счастью, в 2018 г. ситуация радикально другая. Несмотря на все каверзы медведевского кабинета министров, народ в целом сохраняет голову трезвой, упорно отказывается тянуться к бутылке.
Сорокаградусное озеро
Все, кто в теме, знает, что про российскую ликёро-водочную отрасль можно запоем рассказывать сутками. Чтобы произвести впечатление, достаточно пары фактов. Например, РФ до сих пор занимает второе место в мире после США по расходам населения на алкоголь. В 2017 г. мы положили на алтарь зелёного змия ни много ни мало почти 2, 5 трлн руб., из них 800 млрд ушло на пиво, более триллиона на водку. Это не просто много, это 14-я часть всех потребительских расходов населения, в 2, 3 раза больше расходов на мясо, вчетверо выше трат на рыбу.
Вся наша пищевая промышленность как таковая, включая ликёро-водочную, продаёт товара всего на 6 триллионов. Как ни печально, на выпивку тратят в 30 раз больше, чем на хлеб. Что говорить, если на алкоголь спускают больше, чем на одежду; столько же, сколько на коммуналку. Показательный факт: спиртные расходы населения почти вдвое превышают траты на лекарства. То есть понятно, чем лечатся охотнее. Подводя финансовые итоги, даже с учётом нынешнего курса рубля за год население РФ пропивает больше годовых доходов бюджетов 70 стран мира, включая Белоруссию, Латвию и Казахстан. Вдумайтесь: за год мы пропиваем сумму, заметно превышающую годовой доход всей 42-миллионной Украины.
Что касается объёмов выпуска алкоголя, они настолько огромны, что официальная статистика предпочитает измерять их десятками литров (декалитрами). Возможно, это делают, чтобы было не так страшно. Потому что, если перевести крепкие цифры в более понятный объём, за прошлый год по водке накапало 798 млн литров. По пиву, если брать объём, наварили почти в 10 раз больше, 7, 44 млрд литров. Если наглядно, такого моря спиртного хватит, чтобы более 1 тыс. раз наполнить до краёв знаменитый советский бассейн «Москва». А это был самый большой бассейн в СССР, он до сих пор оставался бы одним из самых крупных в мире.
В общем, впечатляет. Сколько накапывает в пересчёте на каждого? Алкоголь у нас продают с 18 лет, численность населения, попадающего в круг легальных покупателей, – 113, 3 млн человек. Таким образом, набегает по 15, 5 л в год на каждого взрослого жителя страны, или по 1, 3 л в месяц. Если ещё проще, пьют так, словно вся взрослая часть населения поголовно ежесуточно шибает по 45 г какого-либо высокоградусного напитка. Это не считая пива. С учётом импортного алкоголя и пива выходит более 8, 5 л чистого спирта на душу в год.
К счастью, есть и хорошие новости. Если бы правительство составило список отраслей-передовиков по особо актуальному в наши дни вытеснению импорта, спиртная промышленность, видимо, вышла бы на первые места. С привозным алкоголем в РФ покончено, причём, похоже, надолго. От таких излишеств, как импортное пиво, вообще остались одни воспоминания, с 2014 г. импортная пена схлынула, ввоз упал на 85%. Одновременно спрос на привозной виски, коньяк и пр. рухнул на 50–60%. Хотя они и раньше не делали особой погоды на полках. Если брать в литрах, даже в лучшие годы продажи виски были в 22 раза меньше водочных.
Главный поилец бюджета
Что интересно, государству от этого спада сплошная выгода. Потому что, если считать всерьёз, привозной алкоголь даже в лучшие времена приносил казне шерсти клок, зато с российских заводов всегда собирали немало. Скажем, в 2017 г. бюджет получил 320 млрд руб. алкогольных акцизов. Из них сборы с импорта дали только 28 млрд руб. на общем фоне. Сразу ясно, кто главный поилец бюджета. Между прочим, с каждой, даже самой дешёвой, бутылки российской водки федеральная казна получает не менее 80 руб., а продаётся таких бутылок 1, 23 млрд штук в год.
Что касается алкогольного ввоза, самый крупный фронт тут – импорт вина. В кризис он пережил жесточайший контрудар, в целом винный ввоз рухнул в 1, 5 раза, и это полностью изменило пейзаж на полках. Скажем, прежний лидер – Франция потеряла половину российского спроса и откатилась с первой на третью позицию. На первом месте теперь Испания, за ней – Италия, но и у них приличный отскок назад. Грузия вдвое просела по винным поставкам в Россию, Германия потеряла две трети. Зато удержался спрос на абхазские вина, Абхазия теперь четвёртая по поставкам, обгоняет даже Молдавию с Чили.
Одновременно выпуск российских вин за последние три года вымахал на треть, до 400 млн литров. Это в 4, 5 раза больше, чем винный поток из Испании, Италии и Франции, вместе взятых. Так что ситуация перевернулась с ног на голову.
Тут, что называется, только в путь, особенно когда вино действительно своё, а не разлитая из цистерн импортная бурда. Но пока пейзаж на рынке спиртного по-прежнему окрашен в основном в водочные тона. Особенно если считать не в объёмах разлитого, но в деньгах. Как подсчитал Росстат, в 2017 г. водки продали примерно на 1 трлн руб., тогда как вина – только на 80 млрд руб., коньяка – на 45 млрд руб., шампанского – на 25 миллиардов.
Помимо прочего это значит, жалобы алкогольных королей на горькую судьбу лишены оснований. Хотя в последнее время их стоны заметно усилились. Формально повод есть, по данным Росстата, с 2014 по 2018 г. выпуск водки в России рухнул на 25%, пива – на 17%, общие продажи алкоголя просели почти на 10%. И это в литрах, то есть пить действительно стали меньше. Между прочим, общий объём разлитого в прошлом году в РФ спиртного вдвое меньше, чем было в самом весёлом для этой отрасли 2000 году.
Даже выпуск пива, несмотря на недавние послабления, связанные с чемпионатом по футболу, и тот падает восьмой год подряд. Пенная волна схлынула с прилавков, по статистике, в 2017 г. выпуск упал на очередные 5%. В последние годы пивным королям пришлось настолько туго, что они вынуждены были закрыть несколько крупных заводов, построенных во времена безудержного пивного роста. Особая тема – пивное сырьё. К 2018 г. привозные солод и хмель стали слишком дорогим удовольствием. По иронии судьбы поднимать на этом направлении российское село пришлось тем самым западным пивным концернам, которые давно и прочно оккупировали наш рынок, отхватив более 80% продаж. После падения рубля очень остро встала тема импортозамещения по сырью. Каждый выкручивался как мог, например, известный датский пивной концерн принялся развивать громадный солодовый агропроект в Новосибирской области. Теперь иностранцы не нарадуются, поскольку сибирский солод обходится в 8–10 руб. за кг, в то время как импортный стоит 20 руб. и больше. В целом, по оценкам экспертов, за последние два года российское производство солода выросло на треть, до 1, 5 млн т в год. Правда, потребность пивной отрасли – около 4 млн т, так что тут всё ещё огромный запас для роста.
Что в итоге? Во-первых, давно пора развернуть алкогольный поток из страны за рубеж. Например, мировой рынок водки в 2017 г. дорос до 48 млрд долл., по нынешнему курсу выходит ошеломляющая сумма – более 3 трлн рублей. РФ давно пора всерьёз взяться за голову и развивать водочный экспорт. Наша водка могла бы стать номером один в мире и приносить экономике доход, сравнимый с потоком от экспорта зерна или оружия. Но тут мы десятилетиями теряли возможности, дошло до того, что продающиеся во всём мире легендарные советские водочные марки почему-то выпускают в Прибалтике. Пока мы экспортируем за рубеж водку на жалкие 22 млн долл. в год, наш водочный экспорт в 10 раз меньше, чем у соседней Польши. Это пора исправлять.
Другая отличная тема – вино. У РФ хватает подходящих земельных угодий, чтобы выйти на очень крупные объёмы выпуска. Потенциально хватит не только вытеснить собственным отличным вином массовый импорт, но также со временем можно наладить крупные поставки вина за рубеж.
Во-вторых, когда речь заходит о выпивке, главное, конечно, чтобы народ держался от неё подальше. Времена непростые, нервы у многих на взводе. Тем не менее, как показывает статистика, морально народ не сломлен, год от года пьёт всё меньше. В нынешней ситуации позиция самая правильная, в конце концов, сейчас время беречь деньги. Вот только один показательный факт: если урезать траты на спиртное до нуля, в карманах населения останется сумма, которой хватит, чтобы погасить пятую часть всех взятых гражданами банковских кредитов.
Источник: № 42 (635) от 25.10.18 [«Аргументы Недели», Константин Гурдин]