Правительство планирует потратить до 2024 г. около 5 трлн рублей на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Причём строительство новых автомагистралей в эту грандиозную сумму не входит. Деньги пойдут на новые дорожные камеры, приборы для проверки опьянения водителей, улучшение их подготовки и ремонт региональных дорог. За версту видно торчащие из нацпроекта интересы ГИБДД и глав регионов, которые получат право оставлять у себя акцизы на бензин и закатывать их в асфальт. Не исключено, что для обычных автолюбителей перемещения по дорогам страны станут не столько комфортнее, сколько дороже.
Камера смотрит в мир
После высочайшего одобрения нацпроекта подразделения ГИБДД по всей стране должны, по идее, купать коней в шампанском. Судите сами: на ответвление нацпроекта под названием «Безопасность дорожного движения» правительство не пожалело 55 млрд рублей. Планируется установка 10 тыс. новых дорожных камери закупка для ГИБДД 9 тыс. приборов для проверки опьянения водителей. Обладатели полосатых жезлов получат также 40 тыс. новых патрульных машин и 12, 5 тыс. приборов для контроля состояния дорог. Вероятно, у инспекции появятся и новые полномочия, позволяющие предъявлять претензии к строителям и содержателям дорог, что тоже можно использовать во благо.
В районные медцентры поставят специальные хроматографы для выявления в организме водителей наркотических и психотропных веществ. А кто будет дальше участвовать в оформлении протокола и решении судьбы задержанного? К 2020 г. усилят ответственность за различные нарушения ПДД (ещё не объявлено, за какие именно), а к 2021-му появятся некие «нормативные акты», нацеленные на повышение уровня подготовки водителей. Как пить дать, средняя стоимость обучения в автошколе, выросшая за 15 лет в 8 раз (с 3 до 24 тыс. рублей), пробьёт очередной потолок. При этом всевозможные доплаты за успешное получение прав, судя по историям на водительских форумах, никуда не растворились.
В рамках подпроекта «Общесистемные меры развития» освоят ещё 279 млрд рублей. Деньги потратят на 387 пунктов весогабаритного контроля грузовиков на федеральных трассах и 366 пунктов – на региональных трассах. А то дальнобойщики после внедрения системы «Платон» уже успели прийти в себя, и надо приделать к ним новый краник. Не останутся без хлеба насущного и «белые воротнички» ГИБДД: они разработают технологии и законы для безопасного движения беспилотных автомобилей по дорогам и внедрят новые интеллектуальные транспортные системы в городах. Это сегодня первейшее государственное дело! Инспекция спит и видит, как бы для удобства водителя организовать систему freeflow на платных дорогах, чтобы мы не теряли драгоценные 5 секунд, притормаживая перед шлагбаумом. А правительство не жалеет миллиардов на разработку этой инновации, наиважнейшей для страны, в которой дети падают в голодные обмороки из-за скудности школьного питания.
Но всё-таки львиная доля средств нацпроекта – 4, 4 трлн рублей пойдёт на федеральный проект «Дорожная сеть», посвящённый непосредственно дорожному ремонту в регионах. Основные цели заявлены такие: с 43 до 50, 9% должны вырасти доли региональных дорог, с 42 до 85% – дорог городских агломераций, соответствующих нормативам. То есть неподкупные гаишники с новыми приборами и ещё какие-нибудь спецы из региональных структур составят акт, что дорога раньше не «соответствовала», а теперь «соответствует». В программе прописано, что деньги нацпроекта не могут быть использованы на ремонт внутридворовых дорог, к качеству которых чаще всего предъявляют претензии граждане.
На сотнях страниц документов и во всевозможных таблицах, которые обязаны сопровождать без малого 5-триллионные расходы, есть оценки качества дорог регионов «до» и «после». Получается, что в Республике Марий Эл всего 1% качественных дорог, которых через 5 лет должно стать 35%. Зато вРеспублике Коми отремонтированными считаются 48%, в Красноярском крае – 71% и даже на Чукотке – 62%. Этим регионам планируется выделить минимум средств нацпроекта, а доля качественных дорог на их территории особо не изменится. Но посмотрите, пожалуйста, на карту! Вы верите, что в Коми половина дорог – европейского уровня? В соседней и более «европейской» Архангельской области – 14%, в Костромской – 20%, а в Коми (где главная транспортная артерия – Воркутинский тракт) – 48%? В Сети есть много фотографий и отчётов о попытках дальнобойщиков ездить по «автобанам» республики – двухполосным грейдерам, которые то раскисают, то на метр заносятся снегом. Такова русская правда: важно не как сделали, а как подсчитали и что записано в акте.
Другая мишень нацпроекта: число погибших в ДТП на 100 тыс. населения должно сократиться с 13 до 4. Но ведь ежу понятно, что, когда «достичь показателей стран Евросоюза» в очередной раз не удастся, денег в бюджет никто не вернёт. Впрочем, правительству от этого невеликая печаль: из 4, 7 трлн рублей, в которые оценён нацпроект, 4, 1 трлн обеспечат бюджеты субъектов.Федеральная казна даст 299 млрд рублей в течение первых трёх лет из расчёта 12, 7 млн рублей за 1 км дороги, требующей ремонта. Расходы регионов компенсируют перераспределением акцизов на топливо сверху вниз. Но этот процесс будет небыстрым: в 2019 г. долю субъектов от продающегося на их территории бензина поднимут до 58%. А дойдёт ли она когда-нибудь до 100% – бабушка надвое сказала. Вдруг новые происки мировой закулисы подтолкнут Кремль в очередной раз «консолидировать бюджет» – то есть ограбить регионы?
Нам любые дороги дороги
Дорожное строительство присутствует сегодня в двух нацпроектах – уже действует нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» на «жалкие» 655 млрд рублей. Почему же власть так решительно взялась за дороги, что на них завязали даже оценку эффективности губернаторов: выполнил план ремонта региональных трасс – 0, 5 балла, разгрузил дороги – ещё 0, 15?
Как вариант власти вспомнили Америку 1930-х годов, которую выталкивал из Великой депрессии «Новый курс» Рузвельта. Краеугольный камень «курса» был в том, чтобы за счёт дорожного строительства создать рабочие места и реанимировать потребительский рынок. Сегодня в Штатах в 4, 5 раза больше дорог, чем в России, и в 50 раз больше скоростных магистралей. Но как наши дороги могут способствовать развитию экономики, если ныне действующий ГОСТ допускает наличие на магистрали ям 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину? А по весне на стандартной двухполосной дороге протяжённостью 143 метра может находиться 78 ям максимально возможного размера? И дорога будет «соответствовать»! Что мешает бросить интеллектуальные силы ГИБДД на создание новых ГОСТов вместо правил для гипотетических беспилотников?
В 2010 г. президент Дмитрий Медведев презентовал федеральную программу «Развитие транспортной сети» с бюджетом в 7, 3 трлн рублей до 2020 года. А ещё раньше он требовал навести порядок в дорожном бизнесе, обратив внимание на различие в стоимости километра дороги в двух регионах в 17 раз! Но как только нефтяные реки бюджета слегка обмелели, от былой щедрости не осталось и следа. В Карелии не хватало денег даже на плановый ремонт улиц Петрозаводска, не говоря уже о дорогах остальной республики.
Во что обходится экономике плохая инфраструктура, «АН» рассказывали неоднократно. Есть, например, на Алтае Карагужинский маслосырзавод, продукция которого отмечена золотыми медалями на многих выставках. Есть спрос на его продукцию, но завод на треть недогружен, потому что большая трудность – купить молоко. К заводу ведёт гравийная дорога, а фермеры и перевозчики не хотят убивать на ней транспорт и продают товар другим производителям. И таких примеров – не счесть. Пришла в негодность федеральная трасса «Балтия» – транспортные потоки пошли в обход. Соответственно, вдоль дороги стали разоряться и кафе с автосервисами, и крупные предприятия. В заполярной Воркуте население когда-то достигало 200 тыс. человек, сейчас уже меньше 100 тыс., а автомобильной дороги к ней так и не протянули. Деревни Русского Севера вымирают на глазах из-за отсутствия дорог – ведь без них нет ни магазина, ни медицины, ни образования. По данным Росстата, каждый двенадцатый россиянин – то есть 12 млн граждан – хотя бы часть года отрезан от крупных городов.
Губернатор Саратовской области Валерий Радаев объявил 2015-й Годом дорог. Он заявил о выделении беспрецедентной суммы в дорожный фонд – 7, 3 млрд рублей, из которых 5 млрд – из областной казны. Губернатор заявил: «Жители должны заметить положительные изменения. Это будет продолжаться не год, а два-три года. Станет трендом. Нужно учитывать, что таких сумм за последние десять лет в регионе не было. Контролировать всех! Всё. Тяп-ляп мы делать не будем!»
По данным областной прокуратуры, тогда 89% дорог в регионе не соответствовали нормам качества. А сегодня эти показатели не слишком изменились, хотя Год дорог давно миновал. Как показала суровая жизнь, при бюджете в 7, 3 млрд новых дорог строить практически не собирались, а на ремонт старых выделили всего-то 958 млн рублей. А где остальные миллиарды? Оказалось, в 800 млн рублей обошлось обслуживание долговых обязательств. Ещё 2 млрд предлагалось направить на содержание автодорог регионального и межмуниципального значения. Что это, никто толком не понимает, например: на разметку, знаки, барьеры предусмотрена отдельная статья – 116, 4 млн рублей.
Можно ли поверить, что без серьёзной работы над ошибками по «неэффективному использованию» в прошлом нынешние триллионы будут потрачены «эффективно»? Или такой задачи не ставится, поскольку происходит привычная для влиятельных групп интересов церемония: на стол поставлен очередной пирог.
Источник: № 14(658) от 11.04.19 г. [«Аргументы Недели», Геннадий ДЕНИСОВ]