В июне 2019 г. Организация Объединённых Наций (ООН) выпустила новый демографический доклад, рассчитанный аж до 2100 года. Уже через 30 лет землян может стать около 10 млрд, а Индия обгонит Китай по численности населения. Именно беднейшие страны внесут главный вклад в демографический рывок: Пакистан, Египет, Африка южнее Сахары. Вопросы рождения и смерти в России, похоже, поставили экспертов в тупик. Оптимистический прогноз пророчит, что к 2078 г. нас станет 160 млн человек вместо нынешних 145 миллионов. Но если всё пойдёт плохо, то нас останется всего 99, 7 миллиона. Среди которых русские могут и не быть большинством.
Все флаги в гости к нам
Как уже рассказывали «АН», Россию ждёт отрицательный естественный прирост на долгие годы – и с этим решительно ничего нельзя сделать быстро. В нулевые годы минимальный уровень воспроизводства в два ребёнка на одну женщину был достигнут в сельской местности – 2, 11 ребёнка (в городах – 1, 68). Но после 2008 г. рождаемость в провинции глобально посыпалась из-за «оптимизации», выразившейся в повальном закрытии больниц, роддомов и фельдшерско-акушерских пунктов. В 2015 г. отрицательный естественный прирост наблюдался в Псковской (–7, 2%), Тульской (–6, 6%), Тверской (–6, 5%), Тамбовской (–6, 3%), Смоленской (–5, 8%), Новгородской (–5, 6%) областях. Всё логично: оставшись без социальной инфраструктуры, молодёжь уезжает в большие города, где рожать долгое время не позволяет необходимость крутиться и зарабатывать. Кроме того, в репродуктивный возраст вступает немногочисленное поколение 1990-х, а дети советского застоя выходят на пенсию. Россия обречена стареть: доля людей за 65 лет сегодня составляет 13, 7%, а по международным стандартам население считается старым, если пожилых более 7%.
Власть вроде как спохватилась и намерена потратить в ближайшие 6 лет не менее 3 трлн рублей на нацпроект «Демография». Но проект выглядит поленом, которое поставили под распил «группам интересов». Они-то, как никто, понимают, что деньгами эти проблемы кардинально не решить: вон в Европе роженицам и квартиру, и пособие, и бесплатное море, а даже до воспроизводства не дотягивают – в среднем 1, 8 ребёнка на женщину.
Минздрав оправдывается: в 2016 г. снизилась младенческая смертность – с 6, 5 на 1 тыс. человек до 6, 0. Однако число подростков сократилось на 40% за последние 15 лет – и это почти приговор. Даже Росстат опасается, что в 2020–2031 гг. ежегодная убыль может вырасти до 450 тыс. человек в год. А есть и вовсе апокалиптические подсчёты.
По словам председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, если к 2035 г. процент многодетных семей, где 3–4 ребёнка, не достигнет половины (сейчас их всего 7%), то в России после 2060 г. останется 80 млн человек. Ему вторит профессор МГУ Анатолий Антонов: мол, без возрождения многодетной семьи к 2050 г. в России будут жить лишь 70 млн жителей. При такой численности начнутся распад страны и обособление национальных автономий. С Антоновым солидарен и научный директор Независимого института семьи и демографии Игорь Белобородов: в 2025–2030 гг. Россию ждёт демографический провал, а при численности населения меньше 80 млн Россия не сможет сохраниться в нынешних границах. Ещё Белобородов уверен, что 85–90% убыли будет приходиться на русских, доля которых в населении страны к 2050 г. будет составлять меньше половины.
По мнению экспертов ООН, самое худшее, что ждёт Россию к 2078 г., – падение до уровня 100 млн человек. Но это с учётом высоких темпов иммиграции. Таджики, например, отдуваются за нас не только на стройках: Таджикистан имеет нынче столь высокие темпы рождаемости, что численность населения страны к 2050 г. вырастет почти вдвое и составит 16 млн человек. Безусловно, значительная часть прироста уедет в Россию, где уже существует мощная таджикская диаспора. А в соседнем Узбекистане через 30 лет станет 42 млн людей, если они не будут уезжать.
Однако, по словам научного руководителя Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерия Елизарова, сегодня Россия со своей стагнирующей экономикой перестаёт быть магнитом для мигрантов – в 2018-м российское гражданство получили 268 тыс. иностранцев. А демографический прирост на 300 тыс. человек в год за счёт иностранных граждан упоминался ещё в предвыборной программе Владимира Путина. Это означает, что крутые иммиграционные потоки – это ещё не худший вариант. Гораздо опаснее, если на фоне 10‑летнего застоя в экономике усилится исход коренного населения из страны.
Трудности переезда
Никто точно не знает, сколько людей уезжает из страны.
Как выразился политолог Дмитрий Ефимов, многие исчезают из России «по-тихому», не снимаясь с регистрации и не продавая собственность. В то же время, по данным Росстата, за 2015 г. из России уехали 353 тыс. человек, из них 54 тыс. – в страны дальнего зарубежья. Судя по всему, это был пик, а сегодня уезжают 200–300 тыс. ежегодно. Согласно опросу «Левада-центра», почти каждый пятый россиянин (19%) хотел бы уехать куда-нибудь за пределы бывшего СССР. Доля потенциальных эмигрантов среди представителей среднего класса – 50%.
– Типичный эмигрант – «белый воротничок» 30–45 лет, способный работать при помощи компьютера из любой точки планеты, – говорит социолог Сергей Прозоров. – Специалисты окрестили новую волну «разочарованными». Разочарование вызвано рухнувшими надеждами на модернизацию страны. Ключевое слово у них – «уровень жизни», но подразумевают под ним не деньги, а комфорт от существующих институтов. Бизнесмен уезжает, утомившись платить взятки и продираться через бюрократические барьеры. После присоединения Крыма пакуют чемоданы научные кадры. Ведь нельзя полноценно заниматься наукой, не имея возможности участвовать в международном обмене опытом и технологиями. Самый большой процент «разочарованных» – среди детей постсоветских бизнесменов. Они учатся за границей и там же затевают первые проекты – благо у родителей есть капитал.
В стране ощущается нехватка опытных специалистов, и решить проблему ещё долго не получится: много лет не модернизируется система профессиональной подготовки. В бизнесе более всего востребованы специалисты по связям с инвесторами, по прогнозированию спроса, по выстраиванию коммуникаций внутри компании. Откуда они возьмутся, если и в вузах корифеев жанра – по пальцам пересчитать? Курс на возврат уехавших молодых учёных был взят ещё в 2007 г., но сегодня все плоды этой работы пошли насмарку. А премьер Дмитрий Медведев говорит, что в стране слишком много людей с высшим образованием и нужны рабочие, которые валом валят с Кавказа и Средней Азии.
Впрочем, всё для России может измениться к лучшему, если не в ближайшие 10–20, то через 30–40 лет, если в стране всё-таки случится успешная модернизация. Не нужно забывать – это самая большая и обеспеченная ресурсами страна мира. Исторически её проблема в том, что люди ценным ресурсом никогда не считались.
№ 32(677) от 21.08.19 [«Аргументы Недели», Юрий АНТОНОВ]