По завершению Великорецкого крестного хода, одного из самых древних и продолжительных, непременно услышишь от паломников про какое-нибудь особенное знамение. То радуга над облаками, то свечение на небе, то дождь. И со стороны это кажется натяжкой что ли. Никогда до конца не получается поверить в эти «чудеса с неба». Но лишь до той поры, пока сам не окажешься там, в селе Великорецком, на берегу реки Великой.
В этом году шли по жаре. Над людской рекой, а паломникам нынче несть числа, так что со стороны действительно кажется – река, стоит облако пыли. Молили о дожде. И в день, когда ход пришел в Великорецкое, благодатный дождь действительно прошел. Еще не показались из-за поворота, последнего на пути к месту явления чудотворной иконы святителя Николая, куда каждый год вот уже шестьсот лет из Кирова носят крестным ходом икону, паломники, а ветер уже начал крепчать. Из-за налетевших облаков пробивались лучи солнца, отражались в куполах Преображенского храма. Слышались отдаленные раскаты грома. Но дождь – тихий, скромный, едва-едва – пошел только когда паломники уже вышли на дорогу, ведущую к храму. Здесь их уже встречали. Буквально – со слезами на глазах. Вот только были ли это слезы радости, судить не берусь. Наверное, так. Даже наверняка – так. И все-таки утверждать не берусь: кто же сможет понять природу человеческих слез?
– Снимай рюкзак! – первое, что говорили тем, кого ждали здесь родные и близкие. На последнем, таком коротком отрезке пути, но, быть может, самом светлом, фразу эту слышала не раз.
– Снимай рюкзак! – такие простые слова. Но зная, какой путь преодолели паломники, понимаешь, как много в них заложено. И гордость, и облегчение – смогли, дошли, преодолели, и радость встречи.
Вот уже показалась табличка с названием населенного пункта. Рядом с ней многие хотят сфотографироваться. На память.
– Долго будешь вспоминать, – обещает женщина маленькой девочке, которая идет с ней за руку.
– А как называется село? – выговорить самостоятельно с первого раза у нее не получается.
– Ве-ли-кор-рец-кое, – с каким-то торжеством даже в голосе отвечает женщина. То ли мать, то ли бабушка.
Уже в самом селе на обочине замечаю мужчину с табличкой: «Размещение с питанием. Эко-продукты. Сыр, творог, яйца, молоко». Такой вот «христианский маркетинг» для паломников из больших городов, где приставка «эко» стала модной.
Все ближе храм. Сквозь раскаты грома послышались колокола. И звон колокольный этот летит над паломниками, над водами реки Великой, над всеми окресными лесами, возвещая о прибытии чудотворной иконы. Но миг этот краток. Вот уже бескрайний людской поток распадается на отдельные ручейки, растекается по селу, по территории Спасо-Преображенского Никольского мужского монастыря, где тут же вырастают палатки. Торжественная и праздничная атмосфера сменяется на обыденную, едва ли не бытовую.
Среди первых забот паломников с дальней дороги – устроиться на ночлег, умыться, поесть. Работают полевые кухни, где всем желающим бесплатно раздают гречневую кашу и кипяток. В торговых рядах, чуть ближе к реке, можно купить и ухи, и стакан чая, и шашлычок. Вообще, о торговле во время Великорецкого крестного хода хочется писать отдельно. В местном сельпо – приличный ассортимент летней обуви. Кроссовки, кеды и проч. за невысокую плату. Ходовой товар среди людей, проделавших такой путь. Здесь увидишь на полках много интересного – как будто из недавнего прошлого, в таком «ретро-стиле». И трехлитровые банки с соком, какие сегодня не в каждом супермаркете найдешь. И банки с килькой в томатном соусе. И скромные белые платочки на голову. Но настоящая торговля разворачивается в торговых рядах. Помимо церковных товаров – свечек, икон, православной литературы и т.д., здесь можно купить и гармоники, и изделия из меди, бытовую химию и соломенные шляпки, украшения («жемчуг, натурально собранный вручную») и авторские игрушки ручной работы, которые можно приобрести в самых продвинутых точках в Кирове. Лекарства и изделия народных умельцев, бельевой трикотаж и магнитики на холодильник. А еще здесь повсеместно собирают пожертвования и милостыню. На восстановление храмов, на дорогостоящие операции, «для моей дочери, матери восьмерых детей». Предполагается, видимо, что народ православный в таких намоленных местах, не откажет в подаянии.
Но более всего поражает обилие типажей среди богомольцев. Кого тут только не встретишь – и казаки тебе, и полиция, и монахи, и грудные младенцы на руках у своих матерей, и мужики с окладистыми бородами, и девицы в льняных сарафанах и старики в лаптях, и красавицы на высоких каблуках. Но последние, конечно, крестным ходом не шли: на утро после прихода паломников в село, на праздник в Великорецкое начинает съезжаться честной народ. Едут и на дорогих машинах, и общественным транспортом. Главное, самое ожидаемое событие, ради которого добираются сюда, – Божественная литургия на берегу реки Великой, освящение воды на источнике и в реке.
По дороге к реке вас бесплатно угостят – во славу Божию – чаем из самовара (на шишках). «Самовар кипит – проходить не велит, «чашки ваши – сушки наши» – ну разве можно пройти мимо, когда тебя так зазывают. Впрочем, многие, кто ходит не первый год и местным диковинкам уже не удивляется, спешат сразу на берег, чтобы поспеть к началу службы.
Служба здесь долгая. Под палящим солнцем стоит народ, молится. Лишь иногда – свежий ветерок с реки. В ближайшем лесочке виднеется дымок, в толпе бегает собака, тут же порхают бабочки. Звучит церковный хор, летят к небу слова молитвы. Полицейские пытаются аккуратно утихомирить молодого человека – ведет себя неподобающе, явно рассчитывает на скандал. Вообще, молодежь, настроенная радикально, нет-нет да и встречается. Вот прошел парень в футболке с надписью «Православие или смерть». На футболке другого, стоящего чуть впереди меня, замечаю принт «ДДТ: тур-2012». И становится спокойнее.
А вот купание в Великой после чина освящения вызывает у многих улыбку и смех, особенно у полицейских, поставленных следить за порядком на берегу. Да поди ж ты уследи, когда десятки женщин всех возрастов, едва не на ходу стягивая с себя одежду, стремятся быстрее войти в реку. Мужчины в этом смысле поспокойнее. Сдержаннее что ли. Женский же пол ни перед чем не останавливается – быстрее, быстрее бы в ледяную воду (в этом году, к слову, она была не такая уж и ледяная). И уж тут насмотрятся господа полицейские и на почти обнаженных старушек, которые, видимо, в силу возраста мало стесняются своей наготы. И на женские склоки. После долгой службы и длинной очереди не каждой хватит терпения вести себя по-христиански. Не в осуждение. Просто констатация факта.
И еще одно наблюдение. Здесь, в Великорецком, можно легко заблудиться во времени. Кажется, будто седая старина встречается прямо на твоих глазах с современностью. На тысячу людей, нарочито одетых в старорусском стиле, с иконами на груди, найдется другая тысяча, которая держит в руках айподы и айфоны, планшеты и цифровые фото и видео-камеры. Идет служба. И тут кто крестится, а кто видео снимает или фотки в твиттер выставляет. Это только на первый взгляд сочетание несочетаемого. Для удобства паломников, например, оборудованы здесь краны, где можно набрать святой воды из источника. И пункты зарядки сотовых телефонов. Есть в этом глубокий смысл: время, мир, технологии идут вперед семимильными шагами, а нам по-прежнему тяжело обходиться без Бога, без его помощи и поддержки. В поисках веры, в надежде на Его благодать, кто по обету, кто по велению сердца десятки тысяч людей отправляются в путь.
Вот только бы еще не гнались в оргкомитете за числом паломников, было бы совсем хорошо. А то, право слово, неловко слышать, что каждый год число паломников бьет все предыдущие рекорды. И цифры озвучиваются самые фантастические. Будто не в паломнический путь идут люди, а, например, на модный музыкальный фестиваль. Дело ведь в конечном счете не в числе. А в том, что не смотря ни на какие сложности и запреты, времена и эпохи, собираются православные люди со всей страны и из-за ее пределов на берегах реки Великой. В этом году, кстати, отмечается четверть века с момента возрождения крестного хода после многих лет гонений. И эта еще одна праздничная дата позволяет надеяться, что Великорецкий крестный ход никогда не прервется.
Юлия Ионушайте
Фото Тамары Рыловой