Не успели мы отдышаться после страшного допинг-скандала, только сборную России с триколором и гимном допустили на Олимпиаду в Токио, как под нашу страну подложили очередную бомбу. Теперь Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) подозревает московскую лабораторию в махинациях. Это грозит новой дисквалификацией и отстранением от летних Игр-2020.
Первый дым
Как известно, нет дыма без огня. В роли такого вот белого столба дыма выступило интервью Юрия Гануса. Руководитель РУСАДА, что расшифровывается как Российское антидопинговое агентство, внезапно не просто поговорил с французской газетой L’Equipe, но и отжёг напалмом, жёстко покритиковав своих коллег. Никто от него такого не ждал.
Стрелы гнева Гануса полетели в сторону Всероссийской федерации лёгкой атлетики, которая вообще-то лишена своего легитимного статуса с ноября 2015 года после того, как была обвинена в том, что российские спортсмены очень часто и даже массово попадаются на допинге.
И вот что сказал Ганус. Цитируем: «Я призываю всех руководителей ВФЛА уйти в отставку. РУСАДА сотрудничает с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (ИААФ), мы проводим совместное расследование. Масштаб отклонений просто сумасшедший. Это системная проблема, потому что есть доказательства вмешательства со стороны вышестоящего органа.
Есть те, кто выступают против моей работы. Например, министр спорта РФ Павел Колобков защищал и продолжает поддерживать главу ВФЛА Дмитрия Шляхтина. Но пока мы не будем честны с собой, международное сообщество не сможет снять санкции с России. Мы покончим с катастрофой, как только признаем, что наказание неизбежно и никто не избежит ответственности».
Невероятно!
И эти слова были произнесены за несколько дней до того, как ИААФ должна была провести заседание, на котором обсудила бы, достигнут ли прогресс в антидопинговой работе ВФЛА. Очистились ли мы ментально, стали сильнее духом. Кроме того, ВАДА должно было объявить, соответствует ли РУСАДА антидопинговому кодексу.
С чем бы это сравнить?
Представьте себе, идёт суд. Прокурор вот-вот вынесет приговор. Те лица, от которых это зависит, ушли за занавес, чтобы посовещаться. И тут встаёт человек и вдруг начинает обвинять подсудимого, стараясь утопить его сильнее.
Никто этого не понял. А в роли барометра, этакого нравственного камертона, мы выберем президента Олимпийского комитета России (ОКР) Станислава Позднякова. Будем ориентироваться на его слова, чтобы понять реакцию окружающих. Так вот, он сказал: «Я начал рабочий день с изучения этого интервью. И был изумлён… Мы ведь только в этом году провели более десятка совместных мероприятий с РУСАДА и другими антидопинговыми организациями. И это лишь надводная часть айсберга, не отражающая всю проделанную работу. Я с удивлением воспринял слова Гануса и его непонимание ситуации. Вижу информацию в его интервью как трудности перевода».
Что было дальше
Ну ладно, подумаешь, человек сболтнул лишнего. С кем не бывает. Страсти вокруг России улеглись, нашу страну уже допустили на Олимпиаду в Токио под своими флагом и гимном. Никто к нам с этим допингом не пристаёт. РУСАДА пережила большую чистку, откуда выгнали всю старую команду, при которой случились все эти безобразные допинг-скандалы. Что там болтает этот Ганус?
Но реальность оказалась не такой уж простой. Надо понять, что Россия была не прощена, а только получила аванс. Для этого предстояло выполнить два ключевых требования, о чём широко сообщалось в прессе.
Во-первых, надо было до 31 декабря 2018 года обеспечить допуск эксперта ВАДА к электронной базе Московской антидопинговой лаборатории. А в этой самой лаборатории хранятся данные по образцам допинг- проб, которые были взяты до Олимпиады в Сочи. То есть до 2014 года.
Мы это сделали? Да – правда, с небольшим опозданием. ВАДА чисто формально могло бы нажать тревожную кнопку, запустив против нас процесс. Но не сделало это, закрыв глаза на задержку. Можно сказать, нас простили. И не стали придираться по пустяку.
Потому что ведь было и второе требование. Ещё один пункт от ВАДА, что до 30 июня 2019 года наша сторона должна предоставить доступ к физическим образцам проб из лаборатории, которые вызвали подозрение у иностранцев после изучения электронных данных.
Это мы тоже сделали, и не могло быть иначе. Как говорится в анекдоте, в ином случае я бы с вами не разговаривал. Но мы понятия не имели, что там в итоге нашло ВАДА, которое получило доступ к важнейшим знаниям о российских спортсменах. Тут уже не требовался слив от Григория Родченкова, чужие люди получили прямой доступ к нашим архивам. Что они там найдут? Что поймут иностранцы о загадочной русской душе?
Ведь любое несовпадение или загадочность грозило тем, что ВАДА выдвинуло бы нам официальные доказательства манипуляций с конкретными пробами. То есть это новая волна обвинений в адрес наших спортсменов. И это снова грозит дисквалификациями, наказаниями…
Повод для тревоги
Чем ближе было «утро стрелецкой казни», тем больше ползло слухов. Одни зарубежные СМИ сообщили, что ВАДА ещё раньше имело копию базы от информатора. А теперь хотело получить прямой доступ в Московскую антидопинговую лабораторию, чтобы утвердиться в своих подозрениях, сверить тревожную копию с однозначным оригиналом.
Уже сообщалось, что против россиян выдвинуто 43 новых дела, и ещё 298 случаев по итогам проверки базы данных попали под подозрение.
И не обошлось без нашего «друга». Немецкий телеканал ARD, где работает тот самый репортёр Хайо Зеппельт, который так нагло и дерзко бомбил Россию в предыдущей допинговой «войне», сделал новый вброс – мол, российская сторона, этот большой брат с руководящим взором, вмешивался в данные из лаборатории. А представленная в ВАДА база данных изменялась после 2017 года.
То есть одно дело – нас поймали за грехи до Сочи. Выпороли как сидоровых коз, публично растоптали, наказали и простили, униженных и оскорблённых. Совсем другое дело – когда после публичной порки Россия взялась за старое. И уже сознательно делала то, что делать было нельзя ни при каких обстоятельствах.
Если так, если Россия ничему не учится и всё равно наступает на старые грабли… Что ж, это вполне легальный и прямой повод для того, чтобы отстранить целую страну, окончательно и бесповоротно, от Олимпиады-2020 в Токио.
Риторика Позднякова
И вот в чёрный понедельник стало известно, что ВАДА инициировало процесс отстранения РУСАДА. Теперь России дадут три недели на объяснения.
Интересно, что же такого ВАДА нашло в наших пробах?!
И вот как поменялась риторика Станислава Позднякова. Всего четыре дня прошло. Изучим: «Судя по тому, что на основании доклада комиссии по соответствию исполком ВАДА уже инициировал рассмотрение вопроса о статусе РУСАДА по ускоренной процедуре, ситуация очень серьёзная.
За короткий срок в три недели нашим организациям, ответственным за процедуру передачи базы данных, необходимо либо доказательно опровергнуть подозрения в каких-либо манипуляциях с российской стороны, либо предпринять исчерпывающие меры по выявлению лиц, причастных к этой истории.
В противном случае наряду с проблемой, связанной со статусом РУСАДА и вытекающими отсюда последствиями для всего нашего спорта, под угрозой окажутся и перспективы участия олимпийской команды России на Играх в Токио в следующем году.
Мы затратили большое количество дипломатических усилий на то, чтобы вернуть доверие международного спортивного сообщества, а российским спортсменам – право выступать на олимпийских соревнованиях без каких-либо ограничений. Но теперь снова рискуем столкнуться с теми или иными санкциями по причинам, к которым никакого отношения не имеем».
Легкоатлетки под микроскопом
Если президент ОКР склонился к такой тревожной и унылой риторике – не сомневайтесь, дело крайне серьёзное. Весь вопрос в том, что там ВАДА нашло. Или это точка зрения иностранца, который всегда видит чёрное во всём российском белом, и нам удастся отбиться в судах. Или это реально что-то серьёзное, от чего не отбиться уже никогда.
И вот полетели первые ласточки. Стало известно, что чемпионки Олимпийских игр – 2012 Елена Лашманова и Анна Чичерова, а также ещё 12 российских легкоатлетов оказались под расследованием, связанным с перепроверкой базы данных Московской антидопинговой лаборатории. Из-за этого им отказано в получении нейтрального статуса. Об этом сообщила Всероссийская федерация лёгкой атлетики. И мы уж не знаем, какие интонации звучали в голосе сообщающего. Потому что, когда виновный сообщает о вине виновных, это уж, простите, какой-то оксюморон.
Докатилось даже до пресс-секретаря Владимира Путина. Как сообщил Дмитрий Песков, официальный Кремль не связывался с ВАДА по вопросу несоответствия данных из базы московской лаборатории.
«Мы знаем, что действительно у ВАДА есть ряд вопросов, – подтвердил Песков. – Сейчас установлен срок в три недели для подготовки ответа на эти вопросы. Просто нужно подождать. Это вопрос касается наших спортивных властей. Именно там и будет готовиться ответ».
Тревожно!
Справка
Напомним, что наша страна официально не была допущена до зимних Игр-2018 в Пхёнчхане. Там участвовали независимые атлеты. Не исключено, что история повторится в Токио-2020.
Новая порция кнутов
И знаете, что сейчас выясняют наши официальные лица? Когда мы услышали мнение депутата Госдумы Светланы Журовой, то волосы встали дыбом: «Дело в том, что мы не видим документов, не знаем, как выглядит эта база и какие претензии предъявлены. Нужно смотреть документы и понимать, что за манипуляции, что за подделка документов произошла. За какой период? Тоже важно. В период бытности ещё господина Родченкова или это было позже?
Мы знаем, что какое-то время база находилась в Следственном комитете России. Они проводили свои исследования и следственные действия, у них наверняка тоже могут быть ответы».
То есть мы не пытаемся доказать, что Россия невиновна, а задумываемся, когда было сделано наказание – до работы негодяя Родченкова в Московской антидопинговой лаборатории или после него.
Вот как изменился наш менталитет. Мы уже не возмущаемся из-за наглого поклёпа, а смиренно идём принимать новую порцию кнутов на заднем дворе.
И вот почему так резко выступил Ганус. Он внутри РУСАДА знал всё чуть раньше. И сыграл на опережение.
Похоже, у нас очень мало шансов на то, чтобы вылезти в белом пиджаке из этого болота. Но как нам сказал господин Песков, подождите ещё три недели.
В самом деле куда спешить? Теперь уже некуда.
Источник: № 37(681) от 25.09.19 [ «Аргументы Недели», Александр ДУБИНИН]