Пандемия новой коронавирусной инфекции, подстегнувшая повсеместное развитие дистанционных технологий, задела этим «крылом» и многострадальную российскую медицину.
Минздрав РФ всё настойчивее и громче говорит о необходимости интенсивного развития телемедицинских технологий – мол, пора разрешить врачам не только консультировать, но и ставить диагнозы, а также корректировать лечение «не отходя от монитора». Чем обернутся попытки «виртуализировать» систему здравоохранения – прорывом к современным технологиям и улучшению качества обслуживания или очередным витком пресловутой оптимизации?
Закон о телемедицине, который узаконил общение врачей и пациентов в дистанционном формате, действует в РФ с 1 января 2018 года. До этого момента телемедицинские технологии в здравоохранении, как правило, не выходили за границы профессионального общения медиков между собой: российские врачи при наличии технических средств охотно пользовались (и пользуются) возможностью проконсультироваться у более опытных коллег, к примеру, в федеральных или областных медицинских центрах. Давно не являются диковиной телеконференции и онлайн-трансляции хирургических операций или «удалённые» консилиумы. Однако подчеркнём, к пациенту телемедицина в РФ «повернулась» всего около двух лет назад.
Когда закон принимали, было высказано множество «за» и «против», и однозначного мнения о его полезности до недавнего времени не было. Так, сторонники изо всех сил напирали на заезженный тезис о «повышении доступности» медицинской помощи на отдалённых территориях, куда врачи из ближайших городов не доедут, а собственных квалифицированных медицинских кадров уже давно и в помине нет. Также упоминалось, что россияне, которым очные визиты к врачам по тем или иным причинам недоступны (или же, как это часто бывает, визит в поликлинику автоматически предполагает изнурительное ожидание в огромной очереди), якобы перестанут заниматься самолечением. Противники, в свою очередь, твердили об окончательном исчезновении стимулов к развитию здравоохранения на отдалённых территориях, где при наличии «телемедицинского» закона вся врачебная помощь уже совершенно легально может ограничиться виртуальными консультациями. Власть имущие «цифровую» инициативу в целом приветствовали, не без оснований полагая, что организовать работу доктора за монитором компьютера куда менее хлопотно (и, естественно, куда более дёшево), чем решать хроническую проблему нехватки медицинских работников. Правда, со стороны чиновников на местах нередко раздавались голоса о том, что телемедицина – это прекрасно, но только после того, как вся территория региона будет обеспечена бесперебойным интернет-соединением (которым сегодня могут похвастаться далеко не все регионы). Тем не менее летом 2017 г. документ был принят и через полгода вступил в законную силу.
«Стержнем» закона о телемедицине стал тот факт, что ставить диагнозы и корректировать лечение при общении в дистанционном формате российским медикам не разрешили. По действующим нормам для этих целей в любом случае необходим очный приём (и только в таком формате может происходить первая встреча врача и пациента). То есть фактически на сегодняшний день применение телемедицинских технологий сведено к относительно поверхностному мониторингу состояния пациента, который до этого обратился к врачу лично. Понятно, что в условиях пандемии, обнажившей все «издержки оптимизации» в регионах, у власть имущих немедленно возникло желание расширить «дистанционные полномочия» российских врачей. Ещё в марте в Госдуму был внесён законопроект, снимавший запрет на установку диагнозов и внесение изменений в схему лечения. Документом, вступившим в законную силу, этот проект пока не стал. Зато стали реальностью появившиеся на днях инструкции Минздрава об удалённом «ведении» пациентов с диагностированной коронавирусной инфекцией, гриппом и ОРВИ: врачам предписывается консультировать пациентов (но, судя по всему, тех, которые уже побывали на приёме) именно в удалённом режиме, чтобы не создавать излишней нагрузки на поликлиники и «скорую». Региональным властям, в свою очередь, рекомендуется интенсивно создавать телемедицинские центры, которые возьмут на себя эту нагрузку.
И всё бы хорошо, если бы не одно но. О том, где взять дополнительных врачей, которые будут работать виртуально, на фоне того, что жуткий дефицит кадров сегодня «фонит» на все звенья системы здравоохранения от стационаров до «скорой», Минздрав скромно умалчивает.
Источник: «Аргументы недели» № 46(740) 25 ноября – 1 декабря 2020 г.