Как корреспондент «НВ» через службу занятости работу искал
30 сентября в Киров с однодневным рабочим визитом приехал руководитель Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов. Глава Роструда провел рабочее совещание с руководителями территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, входящих в ПФО.
Как сообщил руководитель Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов, в настоящее время в регионе проживают 950 вынужденных переселенцев с Украины, официально получивших статус беженцев. Трудоустроены только 111 из них. Между тем, по данным областного центра занятости, в Кировской области есть еще 267 вакансий со средней заработной платой 20 тысяч рублей. Руководители предприятий, предоставивших данные вакансии, готовы принять на работу граждан Украины. Но почему-то идти в центр занятости беженцы не спешат – по вопросам трудоустройства обратился только 71 человек. Как сегодня работает служба занятости населения Кировской области, решил выяснить корреспондент «НВ».
За последние пять лет эта организация получила немало федеральных средств на совершенствование своей работы. Так совпало, что ровно десять лет назад я пыталась найти через одно из районных отделений этой организации работу. Сразу оговорюсь, в тот момент я уже была корреспондентом региональной вкладки одного из федеральных изданий. Меня пригласили туда почти сразу же после окончания вуза. Так что в двери Центра занятости по Октябрьскому району города Кирова я вошла с прямой спиной и высоко поднятым подбородком: во первых, психологи советуют демонстрировать на всех собеседованиях спокойную уверен- ность в себе, во вторых, у меня в сумке был красный диплом одного из местных вузов, корочки продавца, выданные учебно-
производственным комбинатом, и корочки компьютерных курсов (это сейчас уже почти само собой разумеется, что все молодые люди – уверенные пользователи ПК, тогда же это было ощутимым аргументом при приеме на работу). Хотя меня пугали очередями в узких и темных проходах (коридоры, действительно, такими и оказались), сидела я на узкой кушетке всего минут 15 20. Специалист центра молча выслушала «мой рапорт»: такого то года рождения, окончила вуз, горю желанием работать по специальности – но если и не по – согласна: надо слезать с шеи родителей. Возможно вследствие моего энтузиазма мне тут же была предложена работа… дворником, затем рекламным агентом. Потом – у вас же педагогическое образование! – нянечкой в детском саду.
Конечно, ради справедливости надо отметить, что в то время вузы выпускали гуманитариев в огромных количествах, учителя, например, требовались только в районах. Но даже не попытаться посмотреть в базе, требуется ли областном центре куда нибудь педагог с высшим образованием, показалось мне неправильным. Дальше наше общение строилось по принципу: «ой, а посмотрите…» – «вы не подойдете». Я, например, считала, что, конечно, не потяну преподавание физики в 8 классе (не мой профиль), но вот учить пятиклашек домоведению вполне смогу. В конце концов, она сдалась под моим напором и написала телефон школы. Дальше мне был продиктован список документов, необходимых для того, чтобы встать на учет в службе и получать от государства пособие по безработице. Только понимание того, что у меня уже есть работа с неплохой по тем временам для вчерашнего выпускника зарплатой, не давало мне впасть в отчаяние: какой же я невостребованный специалист и как же это тяжело, оказывается, найти работу.
Компьютерный век
Так что в дальнейшем, когда я меняла работу, обращалась к коллегам, размещала собственное резюме, звонила по объявлениям, но не обременяла службу занятости своими проблемами. Через десять лет я вновь по редакционному заданию переступила порог той самой службы занятости. Если внешне здание выглядело так же, то внутри налицо изменения. Каждого входящего встречает большой плакат, который сообщает, что поиск работы – это тоже работа. И для того, чтобы обрести ее – все источники хороши. Словом, вполне в духе нашего времени: помоги себе сам.
Налево информационное табло (выглядит, как автомат по приему денег при расчетах за сотовую связь). С помощью его можно записаться на первичный прием (нужно выбрать день и время, самое ближайшее было через пятнадцать минут). Но перед этим автомат предлагает убедиться, что у меня на руках все документы, необходимые для постановки на учет по безработице. Если бы все бумажки у меня были с собой, я бы получила талон с номером, по которому меня бы пригласили в кабинет по громкой связи. Никаких очередей, никакого подпирания стенок в течение часа. До чего дошел прогресс! Могут же, если захотят! Вот бы также могли и хотели в других наших госучреждениях – поликлиниках, управляющих компаниях и т. п.
Мало вакансий, з /п еще меньше
Впрочем, в приеме специалиста необходимости не было. Встать на учет «по всамделишному» я, как и в прошлый раз, не могла: трудовая книжка в отделе кадров. К тому же, в отличие от прошлого раза, сейчас за компьютер с вакансиями может сесть любой желающий. Прямо напротив входа службы занятости расположен «компьютерный зал». В нем четыре машины, тут же лежат бесплатные газеты с объявлениями о приеме на работу и папки, из которых можно узнать о вакансиях в соседних областях – Московской, Нижегородской, Марий Эл и др.
Так что все просто: садись, открывай банк вакансий – хоть своего района, хоть областной – и щелкай мышкой. Если в объявлении нет контактного телефона, обратись к дежурной зала – она найдет. По Кирову нашлось 566 вакансий, для меня, гуманитария с высшим педагогическим. Как и десять лет назад – практически ничего. Неприятно удивил уровень зарплат – к тому, что, например, воспитателю детского сада сегодня предлагают за месяц работы 6 8 тысяч рублей, мы уже привыкли. Но и по многим разрекламированным как востребованные рабочим вакансиям было обозначено весьма скромное вознаграждение за труд.
Пока я удивлялась размерам зарплат (работодатели цены в магазинах и квитки за коммунальные услуги вообще когда нибудь видели?) к дежурной по залу подсела юная девушка. Из разговора стало понятно, что она недавняя выпускница ВГСХА, экономист. Их общение стало для меня вторым сюрпризом – и тоже приятным. Тут уж скорее специалист службы занятости деликатно навязывала девушке вакансии, но ту то не устраивало местоположение работы (ездить далеко), то зарплата (мало), то интенсивность и объем (я не шучу, Сбербанк, например, был отвергнут из за того, что «там вечно много народу и все раздраженные»).
Сотрудница ЦЗ мягко вразумляла неопытную безработную: «Начиная работать, не стоит сразу рассчитывать на большую зарплату, потом, когда вы наберетесь опыта, можно будет подыскать что нибудь поинтереснее»… По моему мнению, то, что через полчаса девушка ушла из ЦЗ с несколькими направлениями на работу, было полностью заслугой специалиста службы занятости.
«Слишком много бумаг»
Несмотря на все позитивные изменения (еще, например, появилась программа профессиональной переподготовки, помощь в открытии собственного дела и т.д), на то, что прогресс шагнул далеко вперед, я лично вышла из ЦЗ с тем же результатом, что и 10 лет назад: ноль вакансий и угнетенность – на этот раз от общего уровня зарплат.
Оплакивать свое ненужное образование не хотелось: без работы я за 10 лет ни разу (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) не сидела, предложения время от времени как появлялись, так и появляются. Знаю, что, например, сейчас ищут несколько работников моего профиля с нормальной по кировским меркам зарплатой, но в базе СЗН их нет.
Я обзвонила несколько знакомых и коллег, которые сейчас сами стали работодателями, с одним вопросом: обращаетесь ли вы в службу занятости, когда ищете работника? Из семерых только двое ответили «да». Остальные пятеро предпочитают либо спрашивать у коллег и знакомых («в нашей сфере все друг друга знают, нужен проверенный человек с опытом»), либо размещатьобъявление в газетах, интернете (или самостоятельно просматривать резюме) или давать «бегушку». Если же обращаться в Службу занятости населения, то «надо заполнять кучу бумаг», «при отказе в приеме на работу необходима подпись либо бухгалтера, либо руководителя, это отвлекает», «приходит много народу без направления, который «готов попробовать», нам же нужен тот, кого не нужно учить с нуля».
Большинство сошлось на том, что если бы процесс общения с СЗН был менее бюрократизирован, туда бы в поисках работника обращались чаще и активнее. А значит, предложений было бы больше, а безработных меньше.
Ольга КРУГЛОВА