Волшебный пинок и затягивание поясов

Как повлияло введение санкций на экономику Кировской области

 

Со времени введения санкций — российских и антироссийских — прошло достаточно времени, чтобы можно было подводить первые итоги. Часть изданий — в основном либерального толка — сразу же начала пугать нас чуть ли не голодом, другие, наоборот, цитировали депутатов, чиновников и сельхозпроизводителей, которые заверяли, что ничего страшного не произошло и не произойдет. В этот вторник участники дискуссионного клуба «Вечерний» пытались ответить на вопрос, какие последствия имели (и имели ли?) санкции для населения Кировской области.

 

Напомним: 6 августа президент России Владимир Путин подписал указ о применении специальных экономических мер «в целях защиты национальных интересов» страны. Речь идет о запрете на ввоз в течение года сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции против России в связи с событиями на Украине. И уже 19 августа в правительстве Кировской области прошло совещание, на котором местные производители продовольственных продуктов и руководители торговых сетей обсудили ценовую политику на ближайшее время. Смысл всех выступлений сводился к следующему: по производству молока, мяса, овощей, хлеба ситуация в регионе стабильная, в ближайшие месяцы повышать цены (правда, с некоторыми оговорками) производители не планируют. А значит, санкций бояться нечего.

Однако уже во время публичных слушаний областного бюджета на ближайшие три года стало ясно: из-за снижения налоговых доходов жителям родного края придется затянуть пояса.

На площадке дискуссионного клуба 14 октября встретились директор консалтинговой компании Михаил Шевелев и депутат кировской Гордумы, предприниматель Владимир Журавлев. Первый отстаивал точку зрения, что введение санкций негативно повлияло на экономику Кировской области, второй должен был ему возражать. Однако полноценного спора не получилось: если Михаил называл конкретные экономические последствия для кировчан, то Владимир больше рассуждал об макроэкономических процессах .

 

Не готовы использовать преимущества

По мнению Михаила, из-за введения российских санкций сегодня наблюдается ослабление рубля (доллар и евро за эти два месяца уже не раз обновили свой исторический максимум), рост цен на продукты питания (об этом подробнее в одном из следующих номеров «НВ») и рост процентных ставок по кредитам. Также среди негативных последствий он назвал снижение бюджетных доходов, а вследствие и расходов и рост безработицы (количество вставших на учет в службу занятости за последний год увеличилось на 300 человек, однако, на самом деле их в разы больше, считает эксперт клуба).

«В экономике стало меньше денег, — заметил Михаил Шевелев. — На рынке сложились благоприятные условия для развития торговцев и финансистов, нежели для производителей. Торговые сети и банки стали реальным сектором экономики, который создает добавочную стоимость. Сегодня мы можем наблюдать, как складывается вертикаль «зависимого предпринимательства»: в следствие введения санкций стали хорошо жить госпредприятия и корпорации, которых было решено поддержать из федерального бюджета. Малый и средний бизнес, не смотря на все, казалось бы, прилагаемые усилия, как не демонстрировал, так и не демонстрирует бурное развитие и рост».

Вместе с тем Михаил Шевелев считает, что кировские предприниматели просто не готовы использовать преимущества, которые дало им введение санкций (плохое знание иностранного языка, отсутствие энергии и желания пробиваться на внешние рынки). «Им хватает чистого дохода для комфортной жизни, зачем расти дальше?» — отметил он.

 

Российские санкции необходимо продлить?

Владимир Журавлев же за развязывание «санкционной» войны «расцеловал бы Обаму». «У нас наконец-то признали, что необходимо создавать свою платежную систему, заговорили об антиоффшорном законодательстве», — отметил он. Введение российских санкций он назвал волшебным пинком для сельхозпроизводителей.

Этот эксперт клуба считает, что в Кировской области необходимо делать ставку на сельское хозяйство. «Посмотрите, кто у нас олигархи? — заметил Владимир Журавлев. — Колбасники, молочники. У нас в «середине» Кировской области почва — как в южно-восточной Германии, где выращивают породистый крупный рогатый скот. Сейчас у нас 85 тысяч коров, но земля может прокормить до миллиона голов. Так почему мы не делаем ставку именно на эту отрасль, а пытаемся изобрести велосипед?»

По мнению эксперта, на это не хватает политической воли — как на федеральном, так и на региональном уровнях. На вопрос, что же сегодня мешает местным сельхозпроизводителям воспользоваться возникшими у них преимуществами, Владимир ответил: как это ни парадоксально, краткосрочность действия санкций.

«Для того, чтобы увеличить поголовье стада, нужны корма, — заявил он. — Следующий урожай наши сельхозпредприятия соберут в следующем году (в этом-то сеяли до введения российских санкций). В 2015-м же — почти со 100% уверенностью можно утверждать — все ограничения на ввоз зарубежного отменят и российский (в том числе и кировский) рынок опять заполонит дешевое заграничное сырье… Так что сегодня никто не расширяет поголовье, а все заработанное сверх запланированного тратят на погашение кредитов».

Впрочем, оба эксперта клуба сошлись во мнении, что санкции — это не так уж и большая беда ( «Нам ли бояться экономических потрясений -как жили натуральным хозяйством, так и будем жить», — заметил Шевелев), а вот из-за чего стоит действительно волноваться — это приватизация всего и вся, вывод капитала за границу, а главное — коррупция.

 

Ирина РОГОЖИНА

Предыдущая статьяСледующая статья