Иногда отдельные семьи и подростки из «группы риска» выпадают из зоны внимания социальных служб
В последнее время проблема жестокого обращения с детьми активно поднимается в обществе. В том числе и в СМИ. Но кричать о проблеме — не значит ее решить.
Больше половины кировских семей (79 тысяч – из 136-ти) считаются «попавшими в трудную жизненную ситуацию». Это та группа риска, из которой легко можно попасть уже в другую категорию семей — тех, что находятся «в социально-опасном положении». Где эта грань между трудной ситуацией и опасным положением? За казенными формулировками сложно разглядеть реальных людей с их бедами. Их проще увидеть рядом – на улице, в соседнем подъезде, поликлинике. И часто (но, конечно, не всегда) именно дети из таких семей подвергаются жестокому обращению и насилию.
Они становятся жертвами преступлений. В том числе – и внутри семьи. Сами совершают правонарушения и общественно опасные деяния. Заканчивают жизнь самоубийством. Подсаживаются на «спайсы». Оказываются в «психушке». В приюте. На улице. Для детей теперь выпускают брошюрки и проспекты «Как защитить себя? Навыки безопасности» и «Как и куда обратиться за помощью?». Взрослые содрогаются, читая новость о трупе новорожденного младенца, три недели пролежавшего в доме (случай произошел этой осенью в селе Бобино Слободского района). Самоорганизуются в группы по поимке педофилов. Такова наша реальность.
Но кто сказал, что эту реальность нельзя изменить? Можно. Быть может, не кардинально. И, конечно, не сразу и не вдруг. Но власть и общество пытаются это делать. Быть может, шаги в этом направлении делаются и не гигантские. Но даже они – нужны. Необходимы. Без этих пусть небольших, пусть не так заметных шажочков проблемы не решить вообще.
На минувшей неделе в «Кировском центре социальной помощи семье и детям» прошла научно-практическая конференция. Это была встреча специалистов, которые пытались понять, какие сегодня существуют эффективные методики для профилактики жесткого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних. Обсудить проблемы. Поделиться опытом.
На конференции были озвучены и статистика (не всегда радующая — увы!), и болевые точки. В числе которых одна из главных — недостаток межведомственного взаимодействия. С тем, что зачастую органы внутренних дел, комиссии по делами несовершеннолетних, прокуратура, органы соцзащиты, уполномоченный по правам ребенка в Кировской области, не всегда эффективно взаимодействуют друг с другом, что между ними не налажен оперативный обмен информацией, согласились все присутствующие на конференции. Как итог — некоторые семьи и несовершеннолетние оказываются вне поля зрения взрослых, которые должны предотвращать беду. Тогда и случаются действительно страшные вещи, когда в отношении одного и того же ребенка преступления, в том числе связанные с половой неприкосновенностью, совершаются не единожды. Такова, к сожалению, цена этой разобщенности.
– Мы не хвастаемся показателями. Мы открыто говорим о существующих проблемах, – сказал на конференции Владимир Шабардин, уполномоченный по правам ребенка по Кировской области. – И признаем свои недоработки. У нас, например, пробуксовывает подписанное нами межведомственное соглашение. Что надо сделать, чтобы оно работало? Будем искать причины и добиваться, чтобы эффект от его подписания был заметен.
Но куда как проще обвинить во всех бедах не всем понятное «межведомственное взаимодействие», которое «все стерпит» и «все спишет», чем всерьез задуматься о том, где еще есть упущения. В чем ошибка государства и общества, которые допускают все то, что происходит с нашими детьми? Специалисты уверены, что ответственность с властью и обществом за существующее положение дел должна разделить и семья. Часто у современных родителей нет никакого представления о том, что такое воспитание ребенка. Многие уверены, что «кормить» и «одевать» – достаточно. А потому учить родителей быть родителями надо еще со школы, – считают участники конференции. В тот момент, когда они еще не создали семью и не завели детей.
На конференции в центре социальной помощи семье и детям было поднято и много других тем и проблем. В том числе по созданию служб примирения, о том, как наладить работу внутри района между органами прокуратуры и соцзащиты и так далее. Но главным, конечно, стал обмен опытом. В том числе — позитивным и инновационным. Специалистам учреждений социального обслуживания из районов области показали современные технологии по профилактике жесткого обращения с детьми («Социальный театр» и «Социальное кафе»), работали практические и инновационные площадки.
Дорогу осилит только идущий. Банальная истина. Но как бы там ни было, даже маленькие шажки к цели — это движение вперед.
Цифры
— За 10 месяцев 2014 года в регионе зарегистрировано 175 случаев жестокого обращения с детьми. В 2013-м году было зафиксировано 111 таких случаев. В 2012-м — 75. Рост показателей специалисты связывают с активизацией работы органов соцзащиты и других ведомств, отвечающих за эту проблему.
— Пять суицидов и четырнадцать попыток суицида совершено в Кировской области за 10 месяцев этого года несовершеннолетними. Одна из главных причин — неразделенная любовь.
Кстати
На конференции, одним из организаторов которой выступил департамент социального развития области, шла речь и о том, что с 1 января 2015 года вступит в силу новый федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно новому закону вся система соцразвития в стране будет перестроена. По словам модератора конференции, за основу была взята западная модель соцобслуживания.
Согласно статье 15 нового закона «…гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан».
Елена Грачева