Народные приметы с 4 по 10 мая

4 мая. День Прокла

В этот день проклинали нечистую силу. Проклятия выкликали старики за околицей, стоя лицом к западу. Этим деревенский люд ограждал себя от нечисти на всю весну. Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится. Пшеница хорошо родится, если весной муравей сытый и чистый. Рано зацвела черемуха, будет теплое лето.

 

5 мая. День Луки.

На Луку высаживают на грядки лук. «Сей лук, он — от семи недуг. Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит. Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук». Накануне Юрьева дня (6 мая) празднуется «Ляля». Лелеют погожее времечко. Девицы хороводы водят, около яблони запевают. Выбрав самую красивую девушку, перевязывают её лентами и разной зеленью, на голову одевают венок из свежих цветов. Её сажают на скамью и водят вокруг неё хороводы.

 

Пословицы:

Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.

Лук добро и в бою, и во щах.

Голо, голо, а луковка во щи есть.

Лук да баня все правят.

Что паришь, то и правишь.

В который день паришься, в тот день не старишься.

Перед севом ходили в баню.

Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

Клали обе ладони на вспаханную борозду: теплая земля — опасности для семян нет, можно сеять. Выходили на сев с первой майской росой.

Сеяли пшеницу, ранний горох.

Сей рассаду до Егорья (6 мая) — капусты будет доволе (вдоволь).

Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.

Примечали:

Если до кукушки не засеешь, хлеб оставишь в сусеках еще — к зеленому году.

Закуковала кукушка — морозу больше не видать (не бывать).

Регулярно кукует кукушка — погода будет теплая, заморозки прекратятся.

Кукушка кукует на сухом дереве — к холоду и неурожаю.

Закуковала кукушка — пошли грибы.

 

6 мая. Георгий Победоносец.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом — осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз — будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса — будут добрые проса. На Юрья дождь — гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний — с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия.

С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду.

Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября).

Юрьев день весенний.

Егория вешнего.

Егорий с теплом, а Никола с кормом.

Егорий с водой (росой), а Никола с травой.

Егорий с мостом, а Никола с гвоздем.

Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом.

Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой!

В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает.

На Егория прилет ласточкам.

На Юрия — роса — не надо коням овса.

Юрий запасает коров, Никола коней.

Юрий — праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения).

Юрьева роса от сглаза, от семи недугов.

Будь здоров, как Юрьева роса!

Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успению клади хлеб в кадушку.

Яровой сей до Егорья или с Егорья.

Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса.

Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел.

На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы.

Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал.

Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Юрий работы починает, Юрий и кончает.

С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки.

С Юрья по Семен день. Покров (сроки сделкам и наймам).

Егорий (Юрий, Георгий) — любимец многих легенд и преданий. В молодости этот человек был воином римского (Романского) императора Диоклетиана. Уроженец Малой Азии, христианин, он принадлежал к местной знати и дослужился до высокого воинского звания, став военачальником. Егорий совершил множество чудес. Самым известным из них является его победа над змеем, пожиравшим людей. Древнее предание, сложившееся в Палестине и Сирии, приписывает ему победу над самым лютым, крылатым змеем — врагом рода человеческого. Благодаря этому подвигу он вошел в историю народов как Победоносец.

«Возле одного города было болото, в котором поселилось чудище. Ему давали на съедение юношей и девушек. Когда очередь дошла до дочери правителя города, Георгий вступился за нее. Он обращается с молитвой к Богу. По воле Господа обессиливший в борьбе с Георгием змей сам падает к ногам Победоносца. А девица затем ведет змея в город на поводке. Увидев это, все горожане готовы выслушать проповедь святого…» Георгий слыл одним из самых популярных святых у многих европейских народов. На Руси православный воин стал ангелом и покровителем созидателей государственности и военной мощи. В святом крещении имя Георгий имели многие великие князья. Как только Московское княжество стало великим, изображение святого Георгия Победоносца в образе всадника, поражающего копьем змея стало гербом Москвы, а затем и эмблемой Русского государства, как символ, олицетворяющий победу добра над злом. В народе верили, что Егорий владеет волшебными ключами от земли и неба, в его власти погода, урожай, благополучие крестьянской жизни. Также Георгий считается покровителем домашнего скота.

«Будь здоров, как Юрьева роса», — говорили крестьяне. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.

На «Юрьеву росу» рано утром впервые после зимы торжественно выгоняли скот на пастбище. Первый выгон считался большим праздником и обставлялся различными приговорами, обрядами, песнями, приметами. Юрьев день — праздник пастухов. В поле пастухов угощали сытно мирскою яичницей, наделяли холстом и деньгами. Веселились все.

Каждый домохозяин приходил в поле со специально испеченным караваем (белым хлебом), который назывался «моленником». Первый кусок каравая уделяли пастуху, а оставшимся кормили в этот день возвратившийся с поля скот. На Егорья пастуха окачивают водой, чтобы во все лето не дремал. Пекли обрядовое леченье в виде «коровок», «лошадок», » козулек » и других животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Верили, что Егорий сам, невидимо для людей выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, над которыми тоже властвует.

Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота. К нему обращались с просьбами защитить и уберечь лошадей, коров, овец. Наибольшей силой считалось, обладало обращение именно в Егорьев день, во время первого выгона на подножный корм. Хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!». Вместо клюшки использовался иногда сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от двора не отходила».

«На Юрьев день нечиcть собирается на лысой горе и творит буйные, нечестивые игрища, совещается на пагубу людей и домашних животных. В эту же ночь злые колдуньи ищут и рвут на лысой горе травы для зелья». Поэтому целебную Юрьевскую росу собирают только после восхода солнца, освященную его лучами.

 

7 мая. Евсеев день

С этого дня бывает еще 12 морозов.

Говорили крестьяне:

«Пришел Евсей — овсы отсей».

«Овес не князь — любит грязь».

«Сей рожь хоть на часок в пепелок, а овес хоть в воду, да в пору».

Овес должно сеять дня за два до наступления полнолуния или дня два спустя.

Раньше сеяли овес, когда береза распускалась, но до распускания осины. Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее — когда цвет калины в кругу будет. Посеешь рожь в дождь — много будет метлы (сорняков). Сеют не раньше, чем оттают снега, да если не мерзнет на пашне нога.

Землю согрело, не опаздывай с севом.

 

8 мая. Марк Ключник

Ждали в деревнях прилета певчих птиц. Обходили горницы с крапивой, мыли полы настоем из крапивы. Ждали дождей. Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю. Говорят: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».

Приметы и наблюдения: На Марка небо ярко, бабам в избе жарко. Прилет певчих птиц стаями.

Если пташки летят на конопляник, будет урожай конопли. Малый дождь землю грязнит, а большой очищает. На святого Марка сеется татарка (так в некоторых местах называют гречу).

 

9 мая День Победы. Глафира Горошница

В последние годы установился благочестивый обычай совершать 9 мая панихиды — поминовения всех воинов положивших свои жизни на защиту Отечества. Православная Церковь во все времена славила подвиги Славных Ратников, в глубокой скорби ныне она склоняет главу пред павшими, отдавая им дань вечной памяти…

В день Глафиры Горошницы заговаривали горох, чтобы уродился на славу. Копали гряды в огороде. Начинали раннюю посадку картофеля.

 

10 мая. Семён Ранопашец

Ранопашец глядит: «Добро ли оттаяла земелька?» Ведь отхаживали пятами назад от поля, от «отворенной» земли, то есть вспаханной, духов недобрых. Мол, 10 мая всякие твари нечистые сон стряхивают с себя, выбираются на свет божий. Уж больно их тянет к жилью человека, к хлеву. Чтобы приютиться да поживиться. И принимают, по народному поверью, силы нечистые то птичье обличье, то звериное. И жалостно так у ног человека являются. Призадумается человек: «Да что за напасть!» Двери наглухо закрыты были, а откуда ни возьмись — вороненок на половицах бессильно так скачет. Пригреет когда — то уже поздно. Пригретая да сытая сила нечистая поглумится над человеком. Так что надобно было с оглядкой в этот день в поле работать.

Предыдущая статьяСледующая статья