Я в «правители» бы пошёл…

Я в «правители» бы пошёл... Чем сегодня занимаются молодёжные структуры при органах власти?

Чем сегодня занимаются молодёжные структуры при органах власти?


Молодёжные правительства и парламенты, появившиеся в нашей стране в конце 1990-х годов, сегодня стали неотъемлемой частью российского политического ландшафта. Многочисленные советы, думы и комитеты, членам которых от 14 до 25 лет, активно создаются и при районных администрациях, и при федеральных органах власти.

 

Тем не менее на вопрос о том, зачем они нужны и какова реальная польза от их деятельности, большинство жителей страны вряд ли ответят быстро и уверенно. В обывательском сознании эти организации пока остаются либо странной бюрократической надстройкой, либо «инкубатором» для потенциальных представителей бесполезного чиновничьего племени.

 

По данным Ассоциации молодёжных правительств РФ, самые первые молодёжные администрации в России появились в 1996 году при «взрослых» органах власти в Курганской, Калининградской и Ярославской областях. Сегодня такие правительства работают в 57 субъектах Федерации. Кроме того, около 1 тыс. аналогичных структур действует в муниципалитетах. На данный момент в молодёжных правительствах по всей стране числится около 22 тыс. человек.

 

Как рассказал корреспонденту «АН» председатель ассоциации Сергей Конев, в целом молодёжные правительства можно охарактеризовать как своеобразные экспертные организации с правом совещательного голоса. Безусловно, распоряжаться бюджетными средствами и принимать жизненно важные для территорий решения они не могут, однако это вовсе не означает, что их деятельность изначально не имеет никакой потенциальной эффективности. Как показывает практика, всё зависит от того, насколько креативны и инициативны сами молодые «министры»: чем активнее молодёжные правительства разрабатывают и предлагают свои проекты «настоящей» власти, тем больше полномочий и влияния получают. При этом, по словам нашего собеседника, сейчас всё ярче проявляется отход от «парадно-волонтёрских» принципов, когда члены молодёжных правительств сосредоточивались, образно говоря, на «размахивании флагами» на общественных мероприятиях и участии в разного рода единичных акциях вроде субботников или поездок в детские дома. Сегодня упор делается на долгоиграющие, серьёзные проекты, эффект от которых, может, не столь очевиден, но куда более ощутим.

 

«В Красноярском крае молодёжное правительство придумало и реализовало проект «Общественный контроль», в рамках которого проверялась добросовестность строителей-дорожников, – приводит пример С. Конев. – Эта работа обернулась реальной экономией бюджетных средств, и сейчас проект «взяла под крыло» мэрия столицы региона. Можно привести в пример и Приморье: там наши ребята активно работали над поправками в Антикризисный план региона, и некоторые их предложения были учтены».

 

Отметим, что в отношении молодёжных правительств в целом верна и общепринятая точка зрения по поводу «инкубатора для чиновников». По словам представителей ассоциации, свою основную задачу такие правительства видят в формировании кадрового резерва для государственной службы. Например, в 2014 году отмечено 150 фактов трудоустройства вчерашних «юных министров» в органы государственной власти, причём на должности весьма высокого уровня – например, на пост министра экономического развития Якутии или заместителя министра молодёжной политики в Республике Тыва. Впрочем, за «властью» в молодёжные правительства сегодня идут далеко не все. Многим, особенно на муниципальном уровне, такая работа важна в первую очередь шансом получить поддержку своих инициатив, ощутить собственную нужность.

 

«Меня позвали в молодёжный совет при главе Воскресенского района после успешного выступления наших ребят на праздничном концерте для сотрудников районной администрации, – рассказывает 25‑летняя Любовь Ларина, руководитель театральной студии «Аномалия» в подмосковном Воскресенске. – Первым значимым делом, в котором я поучаствовала, стал проект «Открытка для ветерана» к Дню Победы в 2013 году. Мне предложили подумать над её концепцией и вместе со студийцами воплотить фотопроект, который и лёг в основу открытки. Работать над этой задачей мне понравилось. К тому же чувствовалось, что всё затеяно не для «галочки», и это было очень приятно. Безусловно, в нашем совете есть те, кто откровенно делает карьеру и не скрывает этого. Но в том, что эта деятельность может стать ступенькой во власть, лично я не вижу ничего предосудительного. В конце концов, всё зависит от моральных принципов каждого конкретного человека. Мне, например, как ни банально это прозвучит, интересно и важно делать что-то полезное для города, в котором выросла и живу. И работа в совете даёт мне такую возможность».

 

 

Аргумент эксперта

Павел КУДЮКИН, доцент НИУ-ВШЭ:

– На мой взгляд, все эти молодёжные правительства и парламенты – не более чем имитация институтов гражданского общества в период, когда его настоящие инструменты почти не работают и, более того, активно «глушатся» (достаточно вспомнить пресловутый закон об иностранных агентах). Если бы подобные проекты росли «снизу», это было бы прекрасно: лучшего социального лифта для активных молодых людей и не придумаешь. Однако то, что подобные структуры создаются властью и при власти, приводит к тому, что их деятельность, за редким исключением, оказывается почти не связана с реально полезными инициативами. Я лично знаком с некоторыми молодыми людьми, которые идут в такие проекты, – и мне, честно говоря, за них страшновато. Как показывает опыт, зачастую от юных «членов правительства» требуется не столько креативность, сколько послушание, приспособленчество, умение «держать нос по ветру». В результате подобных вещей и вырастают не порядочные общественники, а чиновники в самом плохом смысле слова.
«Аргументы Недели» № 22 (463) от 18 июня 2015, Надежда СУНГУРОВА.

Предыдущая статьяСледующая статья