21 сентября Рождество Богородицы. Оспожинки
День Богородичности Руси.
Бабы осень встречали у воды:
«Богородица пречистая, избави от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!»
Оспожинки — праздник урожая, который справляли иногда целую неделю. Обязательно приглашали молодых к тестю и теще, вместе со свекром и свекровью.
Примечали:
Если погода хорошая в этот день, то и осень будет хорошая.
22 сентября. Поднесеньев день
От новобрачных — круглый пирог и свату, и родне.
Молодые соседей зазывали: «К нашей хлеб-соли, милости просим!»
Чествовали солнце, молили светозарнее — накопить сил и отогнать подступающую к воротам потемь.
23 сентября. Осеннее равноденствие. Именины рябины
По народному поверью, с этого дня солнце ослабевает.
И тогда зовут Петр–Павел-рябинники покислиться рябиной да впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить. Ведь чисты и ветка рябины, и ягода. Держит это дерево крепко силу осеннего равноденствия.
Было поверье, коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, то возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя — и сгинет нечисть. Потому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями. А от головной боли принесенные с мороза ягоды рябины, ох, как помогают.
24 сентября. Федорин день
Федора осенние грязи зачинает. Крестьяне скажут: «Не всякое лето до Федоры дотянет». Федору считали покровительницей озимых хлебов, поэтому в этот день ходили в поле смотреть озими. Сильные всходы сулили добрый урожай в будущем году.
На Федору лето кончается, осень начинается.
25 сентября. Артамон. Змеиный день.
Артамон последний раз змей на волю отпускает. А после зазывает их в норы и затворяет в глубинах земных на замок. Вереницей в этот день в полдень ползут змеи по лесу.
26 сентября. Корнилов день
Дождь к земле припадает. Корень в земле не растет, а зябнет. К этому времени убирают все корнеплоды. Корнилий — корневище вон. Дождь припадает — землю целить начинает.
27 сентября. Воздвиженье Креста Господнего. Третья встреча осени
Подвинулся белый свет, уступил сумеркам. Но гонит тьму Божий Крест. И в закрома,и в сусеки, и корове в ясли кладут крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест. В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали крестьяне кресты. Чтобы охранить и свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед. Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.