Среди активных граждан крепнет убеждение, что в России всё больше людей, которых называют узниками совести, политзаключёнными, жертвами политических репрессий и т.д.
Самый простой и внятный термин – «узник совести». «Международная амнистия» называет так человека, лишённого свободы за выражение своих убеждений либо из-за его национальности, религии и т.д., если он не совершал при этом общеуголовного преступления, не призывал к насилию, не пропагандировал расистские и дискриминационные взгляды.
Термином «политзаключённый» «Международная амнистия» перестала пользоваться, считая, что единого понимания добиться нереально. Но, по мнению правозащитников центра «Мемориал», списки лишённых свободы по политическим мотивам властей умножаются. Хотя, если считаешь режим, плодящий политзаключённых, авторитарным, различить политические мотивы непросто.
Из данных центра «Сова» по приговорам за разного рода высказывания или участие в определённых группировках на сегодняшний день в нашем УК годятся в той или иной степени 15 статей.
За призывы к терроризму сидят 8 человек, за участие в запрещённой террористической организации – 11, в экстремистской – 26, за призывы к таковой деятельности – 11, за возбуждение расовой, религиозной и прочей ненависти – 25. По остальным сидят по 1–2 человека либо не сидит никто. Например, за хулиганство и вандализм по мотиву политической ненависти сидит один Владимир Подрезов – соучастник по делу покраски звезды на высотке.
№ 36 (477) от 24 сентября 2015[«Аргументы Недели»]