30 октября театру исполняется 80 лет. Это располагает поговорить о чем-то большем, чем просто рецензия на спектакль или разбор гастролей.
Итак, поговорим о театре кукол, как о субстанции доброй и вечной.
Слова о «волшебстве театра», о «сказочном мире», о «чудесах» театра слышишь довольно часто. Режиссёры и актёры, зрители и критики произносят их привычно и легко. Что стоит за этими привычными шаблонами восприятия театрального искусства: образное преувеличение или реальность?
Границы условностей
Театр – искусство условностей. Что это означает, буквально, без «околоплодных вод» вопроса? Зритель должен принять ряд условностей, чтобы представление совершилось. Он должен принять, что допущение условностей есть особый способ художественного воплощения жизни. На сцене все условно: декорации, куклы, действие, занавес, да и сама сцена тоже. А что не условность? Зритель. Он-то, явившийся извне, как подарок судьбы, и есть центральная фигура сцена, и не важно, что сидит он в зале.
Именно зрящий со стороны претворяет полагаемую условность в «жизнь, жительствующую», наполняет театральную искусственность, искусство своей кровью и плотью.
Отсюда — вечная тайна театра. Отсюда знаменитое шекспировские утверждение: «весь мир театр, а люди в нем — актеры». Зритель-жизнетворец, «волшебник», может любую высокую и трагическую условность превратить в бутафорский праздник и любой дешевый жизненный спектакль в глубокую сценическую драму. «Все смешалось в доме Облонских». Театр жизни. Театр импровизаций. Театр военных действий. Театр парадоксов. Театр облаков. Театр смерти. Театр теней. Философ ХХ века Мераб Мамардашвили, дедуктивно описывая систему человеческого мышления, шире – сознания, в конце концов, уперся в логический тупик и дал самое роскошное определение мышления: это тайна. Эти два простых слова на излете его творческой жизни и многолетних размышлений стоят многих философских томов. Человек — загадка Космоса. С ним всегда будет сопряжена тайна жизни, тайна мышления и тайна театра.
Границы между мирами
Снимем чёрный театральный задник. Уберем все границы между мирами, и этот мир, в котором чистят зубы, готовят еду, соблюдают режим питания, читают газеты и журналы и вечером ложатся спать, положив голову на подушку – покажется словно ненастоящим. Убедительным доказательством иного мира есть театр кукол, который зарождался где-то на небе среди мистерий богов и пробивался таинственными образами на землю. Не мог такой театр родиться на земле сам собой. Слишком много в нем нечеловеческого, первозданно-символического. Платоновский театр идей. Кукла не мертва, она совершенна. Будущее театра кукол – в «очарованной дали». Многое ему будет дано. Многое с него спросится. И уже «спрашивается» со всей строгостью художественного закона. Путь от Неба к балагану и обратно, к преображенному космосу закономерен для театра кукол. Он вместил в себя квинтэссенцию искусства театра. Если кто-то сомневается, то пусть ответит, что может быть безжизненней условней куклы?
Сегодня ясно, что мы присутствуем при становлении театра кукол, как новой небывалой возможности высказать «последнее слово о человеке» (Ф.М. Достоевский). Куклы и люди. Кукла «заговорила» о человеке не потому, что она стала умней. Она «поняла», что ей в своей изначальной природной условности дано гораздо больше возможностей особым образом поведать о жизни, чем живым отвлеченностям, которыми располагает классический театр драмы. Почему? Это совсем другой вопрос. Сегодня театр кукол стремительно возвращается к своим истокам, но уже не на мифологической закваске, а на общепринятых дрожжах реалий и нравственности человека «Кремниевой долины». Присмотритесь и увидите, что этот процесс идет по всему миру от Европы до Китая. Петрушка не исчез. Он перестал быть единственным персонажем в сплошном детском празднике.
Сегодня кинематограф ошалел от возможностей цифровых технологий. «Само величество» кино заменил « само величество» Спецэффект. С любым видеорядом в программных пакетах можно творить бесконечные вселенные. Мы быстро к этому привыкли. Дети привыкают еще быстрее. Они на экране другого и не представляют. Театр кукол для современного ребенка, после бомбардировки его сознания сотнями мультфильмов оказывается полной неожиданностью. Ребенок становится совершенно «беззащитен» перед теплокровными личностными, «здесь и сейчас» энергиями театра кукол. «Волшебство начинается». И он с радостной готовностью открывает свое сердце навстречу «искусству оживающих кукол». Ему до крайности необходимы эти живые теплые сценические токи. В мире, эмоционально обедненном любовью, любое живое творческое проявление отождествляется с этим чувством. Между «играть-творить» и «любить» ставится знак равенства.
Больше всего маленького зрителя привлекает в театре кукол непосредственное личное участие в тайне «ожившей сказки». Звучит просто, но, тем не менее, почему эта «сказка оживает» еще не ответил ни один философ. Тайна – это не секрет. Её не разгадаешь. Тайну можно только почувствовать и пережить.
Дайте мне куклу, и я переверну землю. Скажете, это слишком? Древние так не считали. С юбилеем тебя, Кировский театр кукол!
Андрей Антонов