11 января. Рождественские святки
На Святки гадают особенно много и по-разному. Так, девушка, отправлялась к амбару и сказав: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!», прислушивались к звукам внутри амбара: если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником — быть ей за бедным.
Повсеместно девушки на Святках выходили «снег полоть». Снег собираешь в полу пальто и говоришь: «Поля, полю снежок на собачий следок!» Потом снег из полы пальто перекинешь через левое плечо и скажешь: «Наша клята, ваша свята. Миленький, ау!». Приговаривали и так: «Полю, полю белый снег, полю, приговариваю: взлай. взлай, собачка, на чужой стороне, у свекра на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке».
Очень распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) шепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, и т. д.
На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется, и его узнают по масти оставшихся волос.
«Богатый, бедный, вдовец, холостец» — перечисляет девушка, считая колья в тыну.
Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым.
Из рассказа одной крестьянки: «Научили меня, когда спать ложиться бросить пояс на трубу или на брус и сказать: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться». Вот я так сделала, и приснился мне сон: иду я и вижу пруд, на нем гуси, утки плавают и парень загоняет их белобрысый, а жених у меня в этой деревне был черный волосом. А замуж вышла в другую деревню. Смотрю — пруд под окном и мужик мой белобрысенький. Серафимом звали». Страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.
12 января
Анисья Порезуха. Рождественские святки
Крестьяне режут свиней и гусей и по печени и селезенке судят о характере зимы.
Если селезенка ровная и гладкая, то ожидай зиму суровую; толстая печень в середине зимы означает, что стужи начнутся с середины зимы.
В это время отмечались холода: «Зимняя Анисья платком лицо закрывает», «Ко дню Анисьи холода над землей повисли».
Нечистая сила ожесточается — нужно от нее оберегаться.
Перед гостем на стол — и грибы, и разносол, и варево из печи на стол мечи.
13 января
Меланья. Васильев вечер.
Щедрый вечер, щедрая кутья, гадания.
День Святой Мелании (Маланьи) в народе называется Васильевой колядой, щедрым вечером, так как раньше он приходился на 31 декабря и был кануном Нового года, Васильева дня. Поэтому с Маланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений. Отсюда пошла поговорка ‘Как на Маланьину свадьбу’. Перед новогодьем устраивали ‘щедрование’. Хозяйки наготавливали снеди (пироги, колбасы, начиненные гречневой кашей, и вареники), чтобы можно было угостить всех приходящих знакомых и соседей: считалось, что щедрый и богатый) стол обеспечит хозяину достаток на весь год.
В этот день проводились святочные гадания — полагали, что именно в Васильев день любое гадание сбудется. Ясная и звездная ночь на Новый год обещает безопасность. Падает мягкий снег — на урожай, а если тепло, лето будет дождливым. Много пушистого инея на деревьях — к урожаю зерновых и хорошему медосбору. Гололед на деревьях — уродят плоды и овощи. День прибывает на куриный шаг. Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов. Васильева ночь звездиста — к урожаю ягод. В полночь крестьяне встряхивали яблони: для урожая. Возможно, этим старались предотвратить облом сучьев от снежной ноши. На Васильев вечер, еще до наступления рассвета, варили обрядовую кашу. Когда каша поспевала, горшок вынимали из печи и осматривали. Если он треснул, то это предвещало беду.
То же самое было связано и с неполным горшком. Красная каша, полная предвещала счастье всему дому и счастье для дочери. Каша мелкая, белая — сплошные неурядицы.
Святочные гаданья на Васильев вечер свершались в каждой семье, где были девушки. «Загадает девица красная под Василя все сбудется, а что сбудется — не милуется». Девушки гадали о судьбе, замужестве. Иногда гадали с опаской: а вдруг вместо будущего жениха в зеркале появится нечистый?
Проводился своеобразный обряд — засевание зерен. Для этого дети рассыпали зерна ярового хлеба со словами: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, да по великому». Зачастую дети ходили перед обеднею по домам и «сеяли» из рукава. При этом пели «засевальные песни».
Обрядом считалось также хождение по домам в Васильев вечер для собирания пирогов и свиных ножек. Собравшись у окна зажиточной семьи, толпа причитывала: «Кишку да ножки в верхнее окошко».
ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР
«Старый» Новый год
«Вечер 31-го декабря (т.е. 13 января по нов.стилю) известен в народе под именем щедраго и богатаго и с наступлением нового года нераздельна мысль о явлении возрожденного Бога, несущего миру ясное лето, изобилие плодов земных и всякое довольство.
Хозяйка приготовляетъ къ щедрому вечеру, какъ можно, более пироговъ и кнышей, складываеть их въ одну общую кучу на столъ и проситъ мужа исполнить законъ. Этоть затепливаетъ передъ иконами восковую свечу, куритъ по избе ладономъ и садится на покуте; входятъ домочадцы, молятся Богу, и притворяясь, будто не видятъ отца за накладенными на стол пирогами, спрашивают: «Где-жъ нашъ батько?» — «Разве-жъ вы мене не видете?» — спрашиваетъ отецъ. «Не видим, батя» — отвечаютъ дети — «Дай-же, Боже, чтобы и въ будущемъ году не увидели», т.е. чтобы было такое-же изобилие въ яствахъ, какъ въ настоящую минуту. Затем жена и дети садятся за столь, и отецъ разделяетъ им пироги.
На первый день новаго года по всему русскому царству совершается обрядъ засевания. Рано поутру, передъ обеднею, ходятъ по домамъ мальчики, нося въ мешке или рукавице хлебныя зерна; при входе въ избу они посыпаютъ по ней этими зернами, со следующими причитаниями: «на счастье, на здоровье — на новое лето роди, Боже, жито-пшеницу и всякую пашницу!» или: «ужь дай ему Богъ, зароди ему Богъ, чтобы рожь родилась, сама въ гумно свалилась, изъ колоса осьмина, изъ полузерна пирогъ — съ топорище долины, съ рукавицу ширины!» Посыпальщику даютъ что-либо въ подарокъ, а разбросанные имъ зёрна тщательно собираютъ, хранятъ до весны и при посеве яровыхъ смешиваютъ съ прочими семенами. Когда посыпальныя зерна будутъ собраны, — по роду и количеству ихъ заключаютъ о томъ, какие именно хлеба дадутъ на будущее лето больший или меньший урожай.
Иногда кормятъ этими зернами куръ, и по ихъ клеву гадаютъ о будущемъ плодородии нивъ. Обрядъ «посыпания», совершаемый у насъ на первый день Новаго года, а у сербовъ
на Рождество, знаменуетъ весеннее осеменение матери Земли, вступающей въ брачный союзъ съ просветленнымъ Небомъ, при чемъ хлебныя зерна служатъ эмблемою оплодотворяющаго семени дождя и солнечныхъ лучей.»
14 января
Васильев день. Старый Новый Год
Коль Васильев день в году веселый, то и год таков.
Если Васильев день морозный и снежный — быть хорошему урожаю.
Коли выпадет мягкий снег — к урожаю.
Вьюга на Василия — к большому урожаю орехов.
От ясного звездного неба ожидают хорошего урожая гороха, но замечают, если звезды к утру померкнут, то горох дозреть не успеет.
Если луна идет на ущерб — весной воды большой не будет, если на прибыль, то весной будет много воды.
Перед Новогодьем — «щедрый вечер», щедрованье, кедровки.
Новый год. Васильев день. Василий Великий. Зиме середка. Если будет туман — к урожаю.
Кто в Васильев день веселый и счастливый, тот весь год будет таков.
Обсыпают зерном пол в избе — на будущий богатый урожай.
На Васильев вечер день прибывает на «куриный шаг».
Васильева ночь звездиста — лето ягодисто!
15 января
Сильвестр.
Куриный праздник. Ребятам раздают петухов из глины.
Январь гонит вьюгу за семь верст.
Окуривают курятники смолою с девясилом.
Было на Руси поверье, что в этот день семигодовалый черный петух откладывает в навозе яйцо, а 4 июня из этого яйца родится царь змей Василиск.
Поэтому бабушки-бережницы оберегали деревенские курятники, совершали обряд смывания лихорадок, которые кур куриной слепотой портили.
Оба рога месяца остры и ярки – к ветру. Оба рога месяца круты — к морозу.
Отлогие рога месяца – к ненастью. Сорока вблизи жилья летает, под стреху лезет — быть вьюге.
Селиверстов день празднуется (в память святого Сильвестра, папы римского). В эти особенно морозные дни холод выгоняет из-под земли двенадцать сестер-лихоманок. Это — обычные зимние простуды, каждой из которых дано свое имя: лихорадка, лихоманка, трясуха, огневица, кумоха, китюха, желтуха, бледнуха, ломовая, маяльница, знобуха, трепуха. По народному поверью, они ходят от дома к дому (совсем как эпидемии гриппа, случающиеся каждую зиму) и «ищут виноватого», то есть слабого. Заберется болезнь в дом, найдет «виноватого» и будет издеваться над ним: жечь огнем и трясти в лихорадке. Считается, что болезнь стоит за дверью — тощая, слепая — и ждет, кто выйдет «повиноватее». Поэтому принято смывать лихоманок с дверных притолок. И действительно, влажная уборка после череды новогодних праздников так необходима вашему дому!
16 января. Гордеев день.
По поверью, в Гордеев день нельзя хвастаться ни своим добром, ни здоровьем, ни детушками — все Гордей отнимет. Сатана гордился — с неба свалился! Фараон гордился — в море утопился! А мы гордимся — куда годимся?» — говорят в народе. Гордыня почиталась за смертный грех, а Гордеев день был особенно опасным.
Только в день Гордея и Малахии знахарь может отчитать, заговорить припадочного. Только на Малахию можно образумить каженика. Считалось, что изгоняемая из человека
нечистая сила нападает на скотину. Чтобы этого не случилось, прибегали к заговорам. На Малахию хлев метелками обмахивай. Оберегали коров, потому что в этот день их могли «задоить» до смерти голодные ведьмы, возвращавшиеся с гулянья. Коровушку в этот день потчевали мучной или овсяной кашей на молоке. Во время дойки в хлеву не должно быть «чужого глаза».
Во время святочной недели не разрешалось работать по вечерам.
17 января. Феоктистов день.
Небо чистое на Феоктистов день, с полной луной — к сильному половодью. Последние святочные гадания.
В этот день по обычаю гнали черта из деревни (его можно узнать по вывернутой мехом наружу шубе). Считалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои владенья, стараясь напоследок натворить как можно больше бед. Феклистов день (памяти преподобного Феоктиста) — славится наиболее причудливыми святочными гаданиями. «Святой Феклист гадать речист», — гласит поговорка. По народному поверью, в этот день нужно было зашить в ладанку чертополох и носить на шее, у креста — для ограждения от порчи и помощи странникам.