14 марта. Евдокия-Авдотья — Плющиха, Свистунья, Весновка
Евдокия снег настом плющит — оттого Плющихой зовется. В этот день встречают весну и поют: «Весна красна, что ты нам принесла? — Красное летечко?»
Авдотья подмочи порог, весну сряжает. Коли Авдотья красна — и весна красна. Коли на Евдокию курочка воды напьется, то на Егорьев день (6 мая) овечка травы наестся.
14 марта считалось всегда «твердым» летоуказателем: каков день, таково и лето. Если на Плющиху ясно — год прекрасный, если пасмурно — год плохой. Откуда ветер на Евдокию подует, оттуда и весна придет. Новичок (народившийся месяц) под Евдокию с дождем — быть лету мокрому. Ясная погода в этот день предвещает хороший урожай пшеницы, ржи и трав. День Евдокии Красный — на огурцы и грузди урожай. Лужи на Евдокию у порога — пасечники в меду купаться будут. Если грач прилетел до 14 марта — быть лету мокрому, а снег рано сойдет. На Евдокию снег — урожай, теплый ветер — мокрое лето, ветер с севера — холодное лето.
Нередко в этот день бывает как бы возврат зимы. На Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.
На Евдокию сурок просыпается и свищет. Увидевшие в этот день ласточку, бросают в нее горсть земли, говоря: «На тебе, ласточка, на гнездо!» Посеянная в этот день рассада в горшочках не может пострадать от мороза. Обычно в этот день сеют капусту. Бабы верили, что на Авдотью «все подземные ключи закипают», поэтому начинали белить холсты. Снег, собранный на Евдокию, обладает особой целительной силой, его сохраняют в кувшинах, спрятанных от чужого глаза, и целый год дают больным от всяческих болезней.
Вот и пришёл первый в этом году Праздник женщин и девушек.
Поскольку по старому стилю Евдокия открывала весну (1 марта ст.ст.), то с этим днём связано много примет и обычаев.
В народе о Евдокии говаривали всякое — и накудесить может, того и гляди, пройдет у чужого двора — и всякий парень, что хлестнутый огненной плеточкой, обернется на нее. Закружит Евдокия — ох, несдобровать мужичьему сердцу.
Представляли деревенские жители Евдокию вдовой. Было поверье, что рожденная в этот денечек горя хлебнет сполна, — и все-таки счастье выпадет ей.
Денечек этот бабы особенно почитали.
Молодухи знали: надо приветить 14 марта, чтобы не обернулась вдовья надсадушка в их сторону. Бабы, что вдовыми остались, тоже Евдокию встречали, чтобы от их изб сиротство отошло.
Называют Евдокию Плющихой потому, что снег начинает плющиться, слёживаться, текут ручьи.
Свистунья — дуют и свистят весенние ветры. Ребятишкам делают глиняные свистульки и они тоже приветствуют приход Весны, а заодно и получают необходимые после зимы организму микроэлементы, которых очень много в натуральной глине.
Весновка — считается, что святая Евдокия хранит ключи от весенних вод. Для больных собирали снег с пригорков и поили их талой водой от разных недугов.
15 марта. Федот-ветронос
Федот-ветронос, везде сует свой нос, задирает курам хвост. Какова середина марта, таково и лето: подул теплый ветер — будет лето теплое и мокрое, если же снег, мороз и ветер с севера — лето будет холодное, а если пойдет дождь — все лето дождливое. Ожидается последняя оттепель. Пословица ‘Федот, да не тот’ применяется к этому дню, когда вместо оттепели случается мороз. На Федота мороз — все сено снесешь (так как долго не будет травы). «Федот злой — не быть с травой». У Федота ветра, метели — бабам затеи. Евдокия
Федота не спросила, весну снарядила. А Федот то крышу с сарайки сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит. Бабьи подола — что колокола.
16 марта. Василиск Евтропий — снег топит
Поле в древности крестьяне крест-накрест обходили. Обозначая тем, что солнцу недосуг отдыхать. Надобно, мол, вести влагу, снежицей поле поить.
16 марта медведь просыпается и вылезает из берлоги.
17 марта. Герасим Грачевник
Прилетает первая весенняя птица — грач. Грач прилетел — через месяц снег сойдет. Если грачи прямо на гнездо летят — дружная весна, вода сбежит вся разом. Если грачи сели в гнезде — через три недели можно выходить на посев. Грачи играют — будет хорошая погода, стаями с криками вьются над гнездами — то сядут, то опять взволнуются — погода переменится. Если на черной кочке увидишь грача — под водой началось пробуждение.
Если на чистый понедельник (17 марта) красный день, будут красные ягоды. В день Герасима Грачевника пекут хлебы в виде грачей. На Герасима выживают кикимору (заговорами). Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть. «Грачевник грачей пригнал». «Грач весну принес». «Грач на горе — так и весна на дворе».
Изгнание кикимор
В день Герасима-грачевника в связи с прилетом грачей начинают исчезать нечистые силы.
Верование в кикимор нашего народа началось с незапамятных времен.
Живет на белом свете нечистая сила (кикиморы) сама по себе; ни с кем-то она, проклятая, не роднится; нет у ней ни родного брата, ни родной сестры; нет у ней ни родимого отца, ни родимой матери; нет у ней ни двора, ни поля, а пробивается, бездомная, где день, где ночь. Селяне верили, что в кикимор превращались дети, проклятые матерями или убитые в материнском чреве, после чего их души попадали к чертям. За это и мстили кикиморы недобрым хозяйкам и предавшим их матерям. Входит кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит кикимора по всем углам и по лавочной… Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой.
Если где поселяется кикимора, то поселяне на Грачевники призывают знахарей, которые за великие посулы решаются только изгнать нечистую силу. В этот день с утра поселяется знахарь в опустелый дом, осматривает все углы, обметает печь и читает заговоры. К вечеру объявит ко всеобщему услышанию, что изгнана из дома на времена вековечные.
На грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и только в этот день их можно уничтожить.
Особую весть о весне несут грачи. Они граят. В грачином крике — смысл великий. Наши предки, слушая грачиный грай, старались понять: «Что сулит птица — добрые ли всходы? Ненастье ли — всему времечку вешнему?»
Выходили на пригорки старики и слушали подолгу. Глядели пристально и с надеждой на птичьи стаи. Коли опрометью над полем грачи пролетали, будто сила недобрая их гнала прочь, то печалились старые люди: «Не к добру, видать. Мол, зальет поля, придут на поля дожди гнилые, затяжные. Али, что косой, будет косить ветер по первым всходам».
Грач — работяга. Потому и рожденный в этот день по характеру своему считался наделенным заботой о своем хозяйстве. Ему, мол, недосуг будут гульбы. Позднее стал слыть этот день не просто «грачевником», а Герасимом-грачевником. Название такое будто точнее определяет характер самой судьбы рожденного в этот день. Неразговорчив Герасим-грачевник, неподатлив на суетные заботы. Сам в себе порой бывает. И привязанность у него особая к человеку, рядом живущему. Чистосердечная и неразрывная.
18 марта. Мученика Конона Градаря
Полагают, что с этого дня должно начинать копать огород. Если на Конона вёдро — градобитий летом не будет.
Если грачи сели на гнезда, через три недели надо выходить на посев. «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много». Выражение «пахать огород» здесь имеет значение символическое: достаточно сделать несколько лунок.
Если вы опасаетесь на огороде мошки, червей и засухи — стоит на Конона выкопать три лунки с приговором: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей». Конон на огород позвал — пришло время замочить семена капусты и помидоров для парников, а сами парники подготовить и обновить.
19 марта. Аркадий. Константиновы круги
В этот день прилетает аист. Бабы и мужики обходили колодцы кругами. Чтобы те горькими стоками не полнились, чтобы подземную водицу подпустили добрую, что от всяких болезней на славу. И чиста, и сладка. Заклинали ласточек-касаток, что велико уже солнце, что пора собираться из верей к родным гнездам.
20 марта. Василий Капельник. Икона Божией Матери «Споручница грешных»
С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает. На дворе капель, так и у нас тепель. Пасмурная холодная погода к ночи — будет заморозок.
Иконе «Споручница грешных» кланялись.
Видимо, неспроста откуда-то задувать стало на чердаке, петь по-худому в печном столбе. Ни с того ни с чего выпадет из устья кирпич. Надобно было подумать о добром духе дома. Щемь в душе (а не моя ли то вина?) не давала крестьянину покоя.
фото: Ю. Ионушайте