25 апреля. Василий Парильщик
Пробуждение медведей. В этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. Не ходи в этот день в лес. Там старый космач проснулся, дерн разворачивает, добирается до слизней, до личинок, сытится. В старину медведей называли Берложниками, так и сохранилось: Берлога, Берлин (в окрестностях которого водилось много медведей, а на гербе города изображен медведь). Медуница зацветает. Массовый вылет шмелей. Василий землю парит. А заяц на слуху сидит (не подпускает), бегает днем. Зайцу охотники кричат: «Заяц, заяц, выскочи из куста!» Заяц дорогу перебежал — к неудаче, беде. Распустилась ива — зиме нет ходу до крестьянского двора.
26 апреля. День Фомаиды
Шмели зашумели. Считается, что молитва, обращённая к этой угоднице помогает избавиться от блудной страсти
27 апреля. Мартын Лисогон Вороний праздник
По приметам охотников в этот день лисицы переселяются со старых нор в новые. В канун мая лисы по три дня, по три ночи слепы и глухи и живут у своих нор. На Мартына курячья слепота на лисиц нападает.
Пара воронов стремительно летает друг над другом, то переворачиваясь на спину, то будто комом падая на землю. На высоком дереве начинают они вить гнездо. Ворониха усаживается, а ворон ей служит. Неразлучные навек, они первыми чуют дуновение весны. Они знают повадки друг друга, не покидают гнезда, коли беды близко.
28 апреля. День Пуда
На Пуда калины и рябины почки распускают. Целебные настои готовили в старину из почек калины и рябины. А пчел запахи леса будили. Пчельники в этот день осматривают пасеки и омшаники. На Пуда — доставай пчел из-под спуда.
29 апреля. Ирина — урви берега Ирина Рассадница
Подмывает водой берега. У мельников забота — не разнесло бы запруду. Разрой берега. Урви снега. Не устоять берегу против Ирининой воды. Полая вода подмывает берега. А у баб свое дело — готовить семена на рассаду, Ирина Рассадница — сей капусту на рассадниках, высаживай в ящики капусту, огурцы. Пора Орати пахарей рати.
30 апреля Зосим Пчельник
Ярая пчелонька вылетает, осваивается.
Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод. Поют ей, чтобы слетала она за моря, принесла бы ключики от лета. К дальним угодьям летит пчела, где уже медуница отцветает, фиалка полыхает, волчье лыко теплится.
Просыхает земля. С надеждой оглядывают крестьяне хлебную ниву. Примечали, на какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчёлы садятся на вишнёвый цвет, вишни уродятся, если нет — вишен не будет.
Вот и ласточка прилетела.
Впереди месяц май — заботы через край.
Рой родится — Савватей веселится.
Пчел вывозят на пасеку с приговорами:
«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, принеси мед в свои ульи. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу Божию, летала бы на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу Божию, моя пчела летала бы со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садились в свои ульи со всем смиренством, с плодом и повозом Богу на славу, а мне, рабу Божию, в пожиток, во веки веков, аминь».
Май
Народные названия: Травень, Светозарник, Розацвет, Цветень, Птичий Пересвист, Соловьиный Месяц.
Происхождение этих названий связано с тем, что май — последний месяц весны, месяц цветов и любви, самый зеленый период года.
Подсезоны мая:
с 1 по 6 мая — Оживление весны;
с 7 по 22 мая — Разгар весны;
с 23 по 31 мая — Предлетье.
Средняя температура воздуха в мае переходит за +10°С (а иногда достигает +25 °С), хотя возможны и возвраты холодов, правда, весьма непродолжительных. Чаще всего холода совпадают с периодом цветения черемухи. По этому поводу старые люди говорили:
«Когда цветет черемуха — всегда жди холода». Холода в мае называют «черемуховыми».
Приметы и наблюдения.
Замечали: если у этого месяца хорошее начало, т.е. было очень тепло, то жди во второй половине холода, особенно под конец мая. Если в мае идут дожди и вообще очень сыро, то даже холод — благословение полям, хороший урожай:
«Дождь в мае хлеба поднимает», «Май холодный — год хлебородный», «Холодный май — много сена». Крестьяне опасались за свое будущее, если долго не было дождей, ибо «майская трава и голодного кормит». Если грохотали грозы, поселяне радовались: «Гроза — милость Божья». Частые громы — к изобилию.
Для мая характерно всеобщее оживление насекомых:
муравьи, бабочки-белянки, капустницы — все они начинают собирать свой корм, в т.ч. нектар с цветов.
Птицы в это время видны повсюду: ласточки, соловьи, жаворонки, зяблики.
Цветут анютины глазки, душистая фиалка, незабудки. Знатоки лекарственных растений считают, что именно в этот период следует заготавливать некоторые травы и цветы — бессмертник, ландыш и ромашку, листья брусники, кору калины.
Поскольку в мае идут полевые работы, то в народе подмечали:
«Если к концу месяца дождливо, то хлеба будет мало», «Если в мае гуси летят высоко, то овес будет высок; если низко, то овес будет низок». Дождливый май, как правило, обещает сухой сентябрь (и наоборот). Град в мае — градобойное лето.
Говорили:
Сей овес в грязь — будешь князь.
Рябина зацветает — сеять лен приспевает.
Зацветает ольха — сеять гречу пора.
Май — время дорогое, мужику нет покоя.
Овес любит хоть в воду, да в пору.
Даст бог дождь — уродится рожь.
Ячмень сеют — когда цветет калина.
Гречиху сей, когда роса хороша.
Просо ветра не боится, а морозу кланяется.
1 мая Иван Новый. День Козьмы
Человеку, в этот день рожденному, не странником полагалось быть, а огородником. Заботиться о плоде-овоще, над грядами спину гнуть. Тогда, мол, и в судьбе у него будет путь, а не беспутье.
Копали крестьяне гряды, приговаривали:
«Пришел Козьма — заглянул в погреба, лопату взял — у избы землю вскопал». По народному поверью, радел Козьма о животе крестьянина. И потому семя овощей сберег от вьюговеев, а позже от сухостоев бережет, в земле прячет.
В этот день рачительные хозяева засевали морковь и свеклу. Так и говорили: «На Ивана Нового сей морковь и свеклу». Перед посевом выходили утром к обетным студенцам — колодцам для смачивания семян и бросали в колодцы медные деньги для удачи.
Другие смачивали семена речной водой в продолжении трех утренних зорь. Все хозяйки стремились проделать эти операции скрытно от других, дабы завистливый глаз не навредил.
В начале мая говорили:
«Убери пень в вешний день, и пень будет пригож», имея в виду расцвет природы.
Фото Алекса Просвирнина