Минобрнауки опять ввязалось в неравный бой с авторами учебников. Дело не в идеологии. Как выяснило ведомство, до 80% школьных пособий по-прежнему содержат страшные ляпы. Например, некоторые особо одарённые авторы путают Горького с Гоголем и ошибаются даже в элементарной таблице умножения. Математическая задача в популярном учебнике для пятого класса начинается фразой: отец на шесть лет старше сына. В одном из пособий по биологии перепутано число молочных зубов, в школьном учебнике по географии красуется компас с неправильным расположением запада и востока. Всё это забавно, пока не узнаёшь, что эти творения вышли миллионными тиражами, спокойно получив министерскую визу, порой даже одобрение институтов РАН.
Третий уровень знаний
Невысокое среднее качество школьных учебников – давняя проблема. На какую книгу поставят штамп в Министерстве образования, по такой и будут учить детей. В принципе выбор огромный, несмотря на все министерские старания урезать его до минимума.
В федеральном перечне учебников до недавнего времени было более 2,5 тыс. книг, теперь осталось 1,2 тысячи. В конце прошлого года это резкое усечение вызвало крупный скандал, поскольку из списка пропали несколько отличных изданий, включая классические учебники по математике и русскому языку. Эксперты возмущались, в кулуарах намекали на деловые интересы отдельных предпринимателей. Действительно, трудно не заметить, что многие учебники, без труда проскочившие в федеральный список, выпущены издательством, которое принадлежит известному бизнесмену, герою всенародно прославившейся истории с системой «Платон», А. Ротенбергу. Впрочем, такие разговоры быстро утихли. А по правде сказать, перечень рекомендованных книг включает в конечном счёте продукцию 79 различных издательств.
Тем не менее в целом в 2016 г. список школьной литературы перетряхнули почти наполовину, порядок отсева усилили. Минобразования особо гордится, что добавило ещё один, третий, уровень экспертизы учебников. Это некий общественный совет, который в течение месяца должен изучать каждую книгу с целью отлова ошибок и ляпов.
Наверное, всё это помогло. Хотя меньше, чем рассчитывали. Во всяком случае проскочившие в список книги всё ещё не такие точные, как положено. Коллекция нелепостей из учебников, по которым учится подрастающее поколение, весьма обширна. Она сама по себе займёт увесистый том, при этом с каждым годом только разрастается.
Смешных и не очень примеров хватает. Скажем, авторы пособия по природоведению для младших классов перепутали подписи под картинками. В результате книга рекомендует детям раскрасить снег в «природный зелёный цвет». Азбука для первоклашек, выпущенная стотысячным тиражом, предлагает неожиданный взгляд на историю космонавтики. Текст, рассказывающий о полёте в космос Ю. Гагарина, зачем-то проиллюстрировали фотографией с высадкой американских астронавтов на Луну. Художники развернулись на славу. Для пущего правдоподобия даже аккуратно стёрли с корпуса посадочного модуля надпись США и заменили звёздно-полосатый флаг на красивый российский триколор.
Но вольное обращение заметно не только с историей. Досталось и литературе с орфографией. Скажем, Пушкину приписали стихи Тютчева, словарь «Пиши правильно» порадовал указанием ударения в слове «орех» на первой букве. Не отстают пособия по географии. В учебнике одного из крупнейших издательств Кольскую скважину сделали ещё более сверхглубокой, невзначай увеличив её длину с 12,26 до 15 километров. Порой авторы не мелочатся, двигают континенты. В популярном атласе для средней школы Северная Америка переехала на место Южной, Африку изобразили в зеркальном отражении. В другом географическом учебнике Индию окрестили материком.
Качество литературного материала тоже вызывает вопросы. Общественная палата завалена жалобами на отвратительные стихи неизвестных авторов, которыми потчуют детей некоторые учебники. Дикие ошибки и вольности встречаются даже в серьёзных учебниках по математике. Приводят неверные варианты ответов или предлагают детям задачи, которые нельзя решить в принципе.
Секреты чернокнижников
В общем, Минобрнауки действительно пора было хвататься за голову. Как вышло, что в школы попало такое количество мусора? Оказывается, многие годы контроля над качеством учебников практически не существовало.
Как объясняют специалисты, до недавнего времени получить гриф «рекомендовано» было проще простого. Это при советской власти за научное содержание учебников отвечала Академия наук СССР, за педагогическую составляющую отдувалась Академия педагогических наук. Пройти через их фильтры было крайне непросто. Перед выпуском каждую новую школьную книжку пристально изучали десятки специалистов, включая академиков с мировым именем. Случалось, доработка пособия совместными силами автора и экспертов растягивалась на годы. Зато учебники выходили образцовые.
Затем контроль упростили до предела. Не так давно учебнику достаточно было пройти экспертизу в Федеральном экспертном совете. Это была формальная процедура. Всё, что требовалось, – положительное заключение пары специалистов без особых научных регалий. Вот в школы и хлынули книги, авторы которых уверены, что Пушкин жил в XVII веке, а повесть Михаила Шолохова «Судьба человека» – это роман.
В итоге рекомендованных для преподавания учебников даже сейчас, после всех сокращений, в 15 раз больше, чем было в Советском Союзе. Можно предположить, что качество книг упало на сопоставимую величину. Отдельная проблема – так называемые чернокнижники. Не секрет, в РФ давно поставлена на поток нелегальная перепечатка учебников. Такие издания можно обнаружить даже на полках солидных книжных магазинов. Дело в том, что учебники – самая большая и сладкая с точки зрения прибылей часть книжного рынка. Так что цеховики нашего времени развернули огромный бизнес с многомиллиардными оборотами. А доказательств существования огромной чёрной зоны на рынке образовательной литературы навалом. Самая громкая история приключилась, когда оперативники накрыли пиратскую типографию с 26 тоннами пиратских учебников. Причём печатные мощности располагались в коровнике, расположенном в посёлке Раздолье Владимирской области.
Три года назад ситуация начала меняться к лучшему. Минобразования хоть как-то усилило контроль, привлекло к оценке новых учебников крупные научные организации. Начался отсев тяжкого наследия прошлого. Каждые пять лет учебник обязан проходить повторную экспертизу. Кстати, со второго раза вместо грифа «допущено» ставят «рекомендовано». Так что сомнительные пособия постепенно изымают из обращения.
Разгар кампании по борьбе за качество школьной литературы пришёлся на 2012 год. Тогда Минобразования засучило рукава и сократило количество рекомендованных и допущенных книг с 1100 до 960. Вскоре маятник качнулся в обратную сторону, да так разогнался по дороге, что список быстро разросся втрое. Сейчас его опять усекли, но понятно, нынешние 1,2 тыс. пособий – это не финал, так как процесс движется по спирали. В любом случае одни лишь чиновничьи строгости не решат проблему с качеством школьной литературы. Окончательно ляпы из учебников пропадут, только если авторы, уверенные в существовании зелёного снега, высадке Гагарина на Луне и возможности деления на ноль, когда-то не найдут спроса на свои творения.
Источник: № 16 (507) от 28 апреля 2016 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]