Неточный прогноз погоды – это не только отсутствие зонтика в ливень. Из-за ошибок синоптиков и метеорологов страна теряет миллиарды рублей ежегодно. В копейку выливаются потери урожая вследствие заморозков и ураганов, а также внезапные наводнения и перебои в навигации. И потерпевшие во всём винят Гидрометцентр. Специалисты оправдываются тем, что невозможно предсказать, какая погода будет в Сокольниках через две недели в 17 часов, даже если там запланировано выступление мэра. Однако возможности для работы над ошибками есть.
Ошибка синоптика
В марте 2016 г. депутат Госдумы Сергей Иванов внёс законопроект, предлагающий штрафовать за неверные прогнозы погоды. «В большинстве официально опубликованных и распространяемых СМИ прогнозов достоверной является только дата» – говорится в пояснительной записке. Прогноз погоды влияет на сельское хозяйство, безопасность полётов, движение судов, строительство зданий и дорог, а также на выбор одежды гражданами. Иванов предлагает штрафовать за недостоверность на суммы от одной до 20 тыс. рублей «в зависимости от величины ошибки в градусах Цельсия». А также привлекать виновных в распространении неверных прогнозов к ликвидации последствий «неожиданных» дождя, снега или града на срок до 50 часов.
Мозолей на руках синоптиков и их денег жаждут и в Европе. Муниципалитет голландского портового города Хук-ван-Холланд заявил, что неверные прогнозы погоды наносят существенный ущерб туристическому бизнесу. Вон в последнее лето погода была прекрасной, но гостиницы недосчитались туристов, потому что гидрометцентр пророчил дожди с ветром. Аналогично порцию проклятий получила национальная метеослужба Венгрии, когда напророчила дождливый и холодный июль. Народ перенёс отпуска и оказался запертым в городах, когда установилась лютая жара.
К российским синоптикам претензии посерьёзнее. Разорительные наводнения в Хабаровске и Крымске случились, как обычно, неожиданно. Никто не смог представить такой масштабной засухи, какая отмечена в 2010 году. А ведь прогнозы в газетах уверяли фермеров, что вот-вот хлынет ливень. Претензии к синоптикам звучали и после трагедии на буровой «Кольская», которую оторвало внезапно налетевшим штормом от ледокола во время транспортировки. Капитан печально известного теплохода «Булгария» «на глазок» предвидел плохую погоду и рапортовал начальству: в Волгу выходить опасно. Но ему отвечали: мол, куда лезешь, деревня, прогноз-то хороший, люди по спутнику посмотрели.
С наблюдением из космоса, впрочем, не всё так просто. Например, ледовая разведка ведётся при помощи спутников оптического диапазона и спутников, производящих радиолокационную съёмку. Последние «видят» независимо от облачности, но каждый радиолокационный снимок в зависимости от детализации стоит 50–100 тыс. рублей. А обычный – 2–3 тысячи. Разумно ли на этом экономить – другой вопрос. Например, в Волгоградской области синоптики однажды предсказали, что уровень воды в Волге весной будет подниматься. Это обошлось, по официальным данным, в 18 млрд: местная ГЭС начала спускать воду из водохранилищ, но вместо потопа случилась засуха. В прошлые годы общие потери федерального бюджета от неточных прогнозов погоды оценивались в 60 млрд рублей. Правда, эта цифра выглядела взятой с потолка.
Как снег на голову
Синоптики обороняются спокойно. По словам главы Росгидрометцентра Романа Вильфанда, ни в одной стране мира нет абсолютно точных прогнозов. Вон американцы со всем своим НАСА слушают знаменитого сурка Фила, хотя тот и небезгрешен. Поскольку невозможно абсолютно точно определить начальные характеристики атмосферы, ругать синоптиков будут и через миллион лет. Возможность улучшить нынешнюю ситуацию, безусловно, есть. Но сегодня жёсткая экономия бюджетных средств уже заставила «Роскосмос» частично свернуть планы развёртывания метеорологических спутников. И что теперь – на кофейной гуще гадать?
Однако критики вспоминают, что ещё 10 лет назад Всемирный банк выделил российскому Гидрометцентру кредит в размере 80 млн долларов на модернизацию. Чуть меньше добавил российский бюджет. По оценкам Всемирного банка, лишь от 15 до 50% потерь России от погодных катаклизмов являются непредотвратимыми. Деньги ушли на установку в Москве современного суперкомпьютера за 21,2 млн «зелёных» и ещё двух меньшей мощности в Новосибирске и Хабаровске. Кроме того, с 2012 г. в России реализуется Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года.
В документе сказано, что государственная наблюдательная сеть обеспечивает проведение 30 видов наблюдений – метеорологических, гидрологических, аэрологических и других. Для её развития в первую голову необходимо увеличить число пунктов метеорологических наблюдений с 1691 объекта до минимально необходимого количества – 2300. Но даже если к 2030 г. удастся создать 5400 пунктов, индекс их плотности на всей территории страны составит 3,5, что ниже рекомендованного Всемирной метеорологической организацией показателя. Пунктов гидрологических наблюдений для защиты от наводнений нужно иметь 6500, а их сегодня в 2 раза меньше. Запланировано также создание 30 автоматизированных центров сбора информации и 40 мобильных гидрологических лабораторий. Коренным образом должна преобразиться система из 113 пунктов аэрологических наблюдений, 180 береговых и островных морских объектов и 280 дрейфующих буёв.
Понятно, что ход модернизации после 2014 г. всерьёз застопорился – правительство считает, что в бюджете есть статьи поважнее. Другое дело, что средний россиянин практически не видит улучшений в точности прогнозов после реконструкции системы, пусть и половинчатой. Ему можно сколько угодно рассказывать, что теперь «горизонт прогноза» достигнет 7–8 дней, как во всём мире, вместо 4–5 дней. Он видит, что на двух телеканалах, находящихся в 2 км друг от друга, показана температура воздуха, отличающаяся на 7 градусов. Что различные погодные сайты противоречат друг другу по половине показателей, даже если речь идёт про завтрашний день. И каждый второй россиянин, особенно в сельской местности, уверен, что угадывает погоду по приметам точнее, чем 2 тысячи пунктов метеорологических наблюдений. И в отдельных случаях это, увы, так.
Однако синоптики уверяют, что оправданность прогноза погоды на трое суток составляет 92–95%, на неделю – в среднем 80–85%. После обновлений 2009–2010 гг. прогнозы по европейской части страны у нас точнее американских или германских. А в дезинформации граждан виноваты СМИ, которые публикуют у себя всё подряд. Например, синоптик скажет «без существенных осадков», а они напишут просто «без осадков». Что касается примет вроде «Если на Ефимия в полдень солнце – к ранней весне» или «Если на Аксинью мыши вылезают из-под снега – к оттепели», то в умеренных широтах никакой периодичности в погоде не существует, предсказать её по приметам невозможно.
Тем не менее кони всё скачут, хаты горят, а россияне, отправившиеся на российские лыжные курорты, вдруг выясняют, что снега-то толком и нет. И у них возникают вопросы – а случайно ли опять промахнулся Акела? И не торчат ли из благоприятных прогнозов уши владельцев курортов? Но, даже если торчат, штрафовать за ошибки одних синоптиков было бы несправедливо. Тогда уж надо выводить на уборку улиц Центробанк за неверный прогноз курса рубля и пороть розгами тех же депутатов за невыполнение предвыборных обещаний.
Источник: № 3 (545) от 26 января 2017[«Аргументы Недели », Денис ТЕРЕНТЬЕВ]