Служили два товарища

В Пскове у настоятеля храма Жён-Мироносиц протоиерея Сергея Иванова изъяли крупную партию наркотиков и пистолет с глушителем.

На суде батюшка получил 3,3 года условно. В приговоре отмечено, что священник является наркозависимым. Эту новость трудно было бы назвать потрясающей, если бы предыдущим настоятелем в храме Жён-Мироносиц не был отец Павел Адельгейм, убитый в 2013 году. А тот самый Иванов активно участвовал в травле пожилого Адельгейма заодно с верхушкой местной епархии. Эта история стала символом кадровых и структурных преобразований, происходящих внутри РПЦ.

 

 

На следствии Сергей Иванов утверждал, что сумку с 20 граммами метамфетамина он нашёл у подъезда. То ли ангел протрубил ему в ухо – «возьми и положи в холодильник», то ли по какой другой причине, но батюшка не стал зарекаться от сумы, а просто забрал её вместе с наркотой для собственного употребления. На этом щедроты 2016 г. по отношению к Иванову не исчерпались: он нашёл у подъезда ещё один знак свыше: в сумке покоился пистолет Марголина с глушителем и 65 патронами. Вместо полиции святой отец отнёс ствол в квартиру, где проживал с женой и несовершеннолетним ребёнком, и хранил пистолет в шкафу.

 

 

Процесс над Ивановым проходил в закрытом режиме, а подсудимый утверждал, что претерпевает за веру – дескать, налицо гонения на церковь. Не оставил подчинённого и псковский епископ Евсевий (Саввин), призвав паству не верить, будто у «почтенного отца Сергия» изъяли наркотики и ствол, как написано в «грязных статьях», ибо «сатана действует через людей». Однако «в грязных статьях» есть свидетельства прихожан храма о том, что почтенный отец зело потел во время служб и вообще выглядел неважно, несмотря на молодой возраст – 35 лет. Даже при наличии судимости Иванов продолжал служить в храме святых Жён-Мироносиц и преподавать в воскресной школе, которую посещают полсотни детей. Правда, собравшийся перед Рождеством архиерейский совет запретил Иванову вставать на амвон в течение ближайших трёх лет, но «в случае достойного поведения» отлучение могут сократить на год – то есть по всем правилам УДО.

 

 

Нельзя не отметить, что Иванов куда более мил епархии, чем предыдущий настоятель Адельгейм. Отец Павел наркотиками и оружием не баловался, а на службах держался твёрдо, хотя родился в 1938 г. и имел одну ногу. Конечности Адельгейм лишился на зоне, куда попал в 1970 г. за самиздатовские Библию и Мандельштама с Цветаевой. Почему-то все последующие годы он не сомневался, что к его посадке приложил руку… владыка Евсевий,который в 1970-х был молодым и перспективным батюшкой в Сергиевом Посаде. И вот на тебе: в 1993 г. Евсевия назначают к Адельгейму начальником.

 

 

Кто-то из верующих замашет руками: мол, не может православный священник сдать единоверца гонителям, да ещё и в связи с распространением Священного Писания. Для этого же надо быть полным атеистом. Может, сам Адельгейм наблатыкался на зоне возводить на честных людей поклёп? Тем более он сын репрессированных: отец – поэт и артист Анатолий Адельгейм расстрелян, мать Татьяна Пылаева сидела в лагере. Оба, правда, в 1962 году реабилитированы.

 

 

Однако вся жизнь отца Павла словно противостояла агрессии, мести и насилию. Он с одной ногой восстанавливал храм Жён-Мироносиц после переезда из него склада «Росбакалеи». В 1992 г. открыл при храме православную школу регентов, в 1993 г. – приют для сирот-инвалидов в деревне Писковичи. А эти проекты мало похожи на церковную лавку, где влёт расходятся свечки, ладанки и журнал «Фома», – тут нужны постоянные вложения сил и средств. А Адельгейм даже умудрился окружить словом Господним пациентов психиатрической больницы в Богданово, куда уж точно зажиточным паломникам вход заказан. Старик жил в старом деревянном доме, ездил на «Волге», бандитов на деньги не разводил. Зато люди на улице кланялись, даже если он мимо на машине проезжал. А когда его школу регентов закрыли, он не ходил со шляпой по всему Пскову, а просто забрал психически не очень здоровых подростков к себе в дом. Он и погиб в 2013 г., беседуя в своём доме с душевнобольным парнем из Москвы, которому требовалась помощь, – не мог отказать.

 

 

Но до этого старый знакомый Евсевий изгнал Адельгейма со всех постов, и даже в храме Жён-Мироносиц у него появился начальник – 28-летний священник Сергей Иванов, про которого в СМИ писали, будто он – брат криминального авторитета. Спустя несколько дней после его назначения бесследно исчезло дорогостоящее булыжное мощение перед храмом. А Иванов при поддержке епархии изменил приходской устав и начал чистку совета прихода: на место обычных верующих пришли люди епархии. Вертикаль РПЦ в те годы выстраивалась по всей стране: епископам надоела полуфеодальная независимость настоятелей, и они стали наращивать власть по примеру светских властей.

 

 

 

Выиграла ли от этого церковь, большой вопрос. В гости к Адельгейму приезжали автобусы с верующими аж с Урала, а он покорно служил под началом обильно потеющего Иванова, хотя и несколько раз с ним судился. Говорят, число посетителей храма Жён-Мироносиц после смерти Адельгейма значительно сократилось. Равно как в Петербурге упали продажи свечек после истории с Исаакиевским собором. Падение доходов церковь легко переживёт, но что она станет делать, если россиян начнёт покидать их нетвёрдое религиозное чувство?

 

 

Оригинал: № 6 (548) от 16 февраля 2017 [«Аргументы Недели », Денис ТЕРЕНТЬЕВ ]

Предыдущая статьяСледующая статья