“Мы с тобой одной крови, ты и я” — говорит зрителю “Театр на Спасской” в Кирове
— Попробовал я разных грибочков, ягод и цветочков. Некоторых лучше бы и не пробовал! Вот так и получил я мудрость.
Не самые разумные слова для наставника главного героя? Возможно. Но ведь и Йода из “Звездных войн” говорил: “Джедаи ужинают сейчас!” Кто знает, может, старый магистр на болотной планете постигал пути Силы точно таким же способом — поедая “грибочки и ягоды”? Может, мудрость вообще не назидательна, не нравоучительна, не пафосна?
О примечательных свойствах лесных богатств с умилением говорил медведь Балу (Александр Королевский) в постановке “Театра на Спасской” “Маугли”. Некоторые из этих свойств зритель может увидеть и сам: персонажи в “Маугли” двоятся (как сам человеческий детеныш, который вступает в диалог со своим альтер-эго), или едины в трех лицах (как Багира, которая состоит из самой Багиры, тени и тени тени), а некоторые (Шерхан) и не появляются вовсе! Что это такое, спросит какой-нибудь очень взрослый, суровый и правильный критик? Спектакль же детский! Может, постановка для детей должна быть проста, как три копейки, и понятна, как надпись “Мойте руки перед едой”?
На самом деле за кажущимися “новомодными выкрутасами” скрыты мотивы и идеи древние, как и сами джунгли — темы смерти, выбора храбрости вместо трусости, верности друзьям. И с маленьким зрителем на “Маугли” можно идти смело, особенно — если ему захочется познакомиться с миром театра. По правде говоря, на “Маугли” будет комфортно себя чувствовать и взрослый. Хотя бы потому, что действие начинается не с традиционной экспозиции, а с демонстрации работы актёров, монтировщиков и декораторов! Подчёркивая условность действия, режиссёр Степан Пектеев добивается абсолютно обратного эффекта: и неважно, что Маугли (Сергей Трёкин) со сцены заявляет, что всё это — представление, зрители по-прежнему видят перед собой джунгли, мудрого медведя и героя в окружении волчьей стаи. В момент, когда под луч света попадает дискошар, по залу прокатился восторженный визг малышей, живущих в эпоху 3D и 4К. Возгласы маленьких зрителей показывают, что иногда и самым незамысловатым приёмом, совершённым в нужное время и место, можно добиться самого живого отклика. Недобрый критик скажет, что у Пектеева всегда идёт какая-то эмоциональная “накрутка” зрителя и он необычно реагирует на те обстоятельства, на которые в другое время не среагировал бы в жизни. Но признаем же: в джунглях тоже кричат. И не трюкачество здесь главный помощник режиссёра. Уже в третий раз “Театр на Спасской” показывает спектакль, основанный на эмоционально мощном, достойном текстовом первоисточнике. И для спектакля по Редьярду Киплингу такая основа, пожалуй, лучше всего. Пектеев лично адаптировал знаменитую сказку для сцены. И с учетом его предыдущих работ — “Мюнхгаузена” и “Мidеи” — создаётся ощущение, будто режиссёр читает зрителю стихотворную оду театру. Если это так, то это высшая форма поэзии.
Однако режиссёр не был бы сам собой, если бы не нашёл в “Маугли” места юмору и иронии. Первое появление величественной Скалы совета пафосным назвать никак не получится: декорацию везут работники сцены, а на ней лежит зазевавшийся актёр. Джунгли возникают буквально из ниоткуда, уже когда зритель потерял надежду на декорации, их изображающие. Пускай условно — но явление. И, конечно, в конце не обошлось без танца — традиционного окончания любого индийского представления. Только без переигрываний и натянутых перипетий, столь свойствнных творениям Болливуда!
Отсюда возникает и вопрос — каким должен быть театр XXI века и должен ли юный зритель, приходящий в театр впервые, сразу понимать его условность? Ответ очевиден — да. “Маугли” — о том, что условность не скрывает и не отменяет ничего истинного. Собственно, все лучшие сказки мира — тоже об этом.
Авторы: Татьяна Лисик и Антон Бучин
Фото: Сергей Юферов