Закон театральных джунглей

Закон театральных джунглей

“Мы с тобой одной крови, ты и я” — говорит зрителю “Театр на Спасской” в Кирове

 

Попробовал я разных грибочков, ягод и цветочков. Некоторых лучше бы и не пробовал! Вот так и получил я мудрость.

 

Не самые разумные слова для наставника главного героя? Возможно. Но ведь и Йода из “Звездных войн” говорил: “Джедаи ужинают сейчас!” Кто знает, может, старый магистр на болотной планете постигал пути Силы точно таким же способом — поедая “грибочки и ягоды”? Может, мудрость вообще не назидательна, не нравоучительна, не пафосна?

 

О примечательных свойствах лесных богатств с умилением говорил медведь Балу (Александр Королевский) в постановке “Театра на Спасской” “Маугли”. Некоторые из этих свойств зритель может увидеть и сам: персонажи в “Маугли” двоятся (как сам человеческий детеныш, который вступает в диалог со своим альтер-эго), или едины в трех лицах (как Багира, которая состоит из самой Багиры, тени и тени тени), а некоторые (Шерхан) и не появляются вовсе! Что это такое, спросит какой-нибудь очень взрослый, суровый и правильный критик? Спектакль же детский! Может, постановка для детей должна быть проста, как три копейки, и понятна, как надпись “Мойте руки перед едой”?

 

Закон театральных джунглей

На самом деле за кажущимися “новомодными выкрутасами” скрыты мотивы и идеи древние, как и сами джунгли — темы смерти, выбора храбрости вместо трусости, верности друзьям. И с маленьким зрителем на “Маугли” можно идти смело, особенно — если ему захочется познакомиться с миром театра. По правде говоря, на “Маугли” будет комфортно себя чувствовать и взрослый. Хотя бы потому, что действие начинается не с традиционной экспозиции, а с демонстрации работы актёров, монтировщиков и декораторов! Подчёркивая условность действия, режиссёр Степан Пектеев добивается абсолютно обратного эффекта: и неважно, что Маугли (Сергей Трёкин) со сцены заявляет, что всё это — представление, зрители по-прежнему видят перед собой джунгли, мудрого медведя и героя в окружении волчьей стаи. В момент, когда под луч света попадает дискошар, по залу прокатился восторженный визг малышей, живущих в эпоху 3D и 4К. Возгласы маленьких зрителей показывают, что иногда и самым незамысловатым приёмом, совершённым в нужное время и место, можно добиться самого живого отклика. Недобрый критик скажет, что у Пектеева всегда идёт какая-то эмоциональная “накрутка” зрителя и он необычно реагирует на те обстоятельства, на которые в другое время не среагировал бы в жизни. Но признаем же: в джунглях тоже кричат. И не трюкачество здесь главный помощник режиссёра. Уже в третий раз “Театр на Спасской” показывает спектакль, основанный на эмоционально мощном, достойном текстовом первоисточнике. И для спектакля по Редьярду Киплингу такая основа, пожалуй, лучше всего. Пектеев лично адаптировал знаменитую сказку для сцены. И с учетом его предыдущих работ — “Мюнхгаузена” и “Мidеи” — создаётся ощущение, будто режиссёр читает зрителю стихотворную оду театру. Если это так, то это высшая форма поэзии.

Закон театральных джунглей

 

Однако режиссёр не был бы сам собой, если бы не нашёл в “Маугли” места юмору и иронии. Первое появление величественной Скалы совета пафосным назвать никак не получится: декорацию везут работники сцены, а на ней лежит зазевавшийся актёр. Джунгли возникают буквально из ниоткуда, уже когда зритель потерял надежду на декорации, их изображающие. Пускай условно — но явление. И, конечно, в конце не обошлось без танца — традиционного окончания любого индийского представления. Только без переигрываний и натянутых перипетий, столь свойствнных творениям Болливуда!

 

 

Отсюда возникает и вопрос — каким должен быть театр XXI века и должен ли юный зритель, приходящий в театр впервые, сразу понимать его условность? Ответ очевиден — да. “Маугли” — о том, что условность не скрывает и не отменяет ничего истинного. Собственно, все лучшие сказки мира — тоже об этом.

 

 

 

Авторы: Татьяна Лисик и Антон Бучин

Фото: Сергей Юферов

Предыдущая статьяСледующая статья