Иосиф Райхельгауз: «Зритель Кирова важен для нас, как и зритель Москвы, Вены, Киева»

Эксклюзивное интервью художественного руководителя «Школы современной пьесы» для «Нового варианта»

 

 

Меньше десяти дней осталось до гастролей знаменитого московского театра «Школа современной пьесы» на сцене Кировского драматического театра. Гастроли эти, особенно если учесть, что пройдут они в Год культуры, можно назвать событием для Кирова уникальным. 

 

 

Театр привезет к нам два спектакля – «Последний ацтек» и «Лондонский треугольник». Накануне грядущих гастролей «Новый вариант» задал несколько вопросов Иосифу Райхельгаузу, художественному руководителю театра, который рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете о жизни театра, предстоящих гастролях и, конечно, ближайших творческих планах.

 

 

– Год назад театр остался без своего дома. Стал ли он чаще выезжать на гастроли в связи с этим печальным событием? В каких городах и странах побывал за минувший год?

– Наш театр считает гастрольную деятельность одной из главных составляющих жизни. Самые первые гастроли «Школы современной пьесы» состоялись за неделю до официального открытия театра в 1989 году. А через год после открытия – прошли первые зарубежные гастроли в Израиль, хотя в то время, а это был 1990 год, не было даже прямого авиарейса из Москвы в Тель-Авив. Пожар никак не повлиял на наше отношение к гастролям. Буквально через неделю после этого страшного события мы отправились, как это и было запланировано, в довольно продолжительную поездку в Новосибирск – с пятью спектаклями. Декорации одного из них, кстати, серьезно пострадали во время тушения пожара. И мы буквально за три дня их восстановили, чтобы спектакль можно было вывезти. За 25 лет существования театра мы побывали в 25 странах и 39 городах России. И очень рады, что впервые посетим Киров – так что теперь в нашем активе будет 40 российских городов.

 

 

– В начале 2014-го года министерство культуры объявило о создании Федерального центра по поддержке гастрольной деятельности. Какую выгоду получат зрители в регионах, если работа Центра будет успешной, – вполне очевидно: здесь не так часто видят спектакли столичных театров. А насколько театры заинтересованы в поездках по стране? Так ли уж необходимо было появление подобного Центра с точки зрения театров?

– Сегодня мы критикуем советские времена. Однако надо признать, что кое-что можно было бы перетащить из социализма в нашу реальность. В СССР была идеально отлаженная гастрольная система. Все крупнейшие московские и ленинградские театры регулярно, каждое лето выезжали на долгосрочные – на месяц, а то и на два – гастроли в различные города страны. Театры выезжали со всем репертуаром, цехами, службами и даже семьями. Я был тогда режиссером театра «Современник» и объехал с этим театром весь Союз. Когда эта система развалилась, на ее месте возникло движение диких антреприз, которые вот уже более двадцати лет мутной волной накрывают всю Россию. Сегодня представить, что театр выехал на гастроли в полном составе с большим репертуаром почти невозможно. За всю историю нашего театра такие большие гастроли проходили всего несколько раз: в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Одессе, Новосибирске. И всегда это осуществлялось по прямому приглашению и при финансовой поддержке губернатора или мэра. Вот и в Киров мы едем по прямому приглашению замечательного губернатора Кировской области Никиты Белых, которого я знаю очень давно и встречаюсь с ним на разного рода общественных мероприятиях и форумах. То, что открыто специальное гастрольное отделение при Министерстве культуры, это правильно. Тем более, что я хорошо знаю его начальника – Евгению Шерменеву, талантливого руководителя, очень хорошо знающую театр. Надеюсь, что это станет шагом к возобновлению широкомасштабной гастрольной жизни в России.

 

 

– «Школа современной пьесы» привезет в Киров два спектакля. Почему были выбраны именно эти две постановки?

– Конечно, «Лондонский треугольник» был выбран в том числе и потому, что имя одного из героев спектакля – Александра Герцена – тесно связано с Вяткой. Кроме того, это один из наших новых спектаклей, в котором играют замечательные артисты – Александр Галибин, Александр Гордон и Джульетта Геринг и поставлен известнейшим режиссером Дмитрием Астраханом. «Последний ацтек» – самая «свежая» премьера театра. Спектакль поставлен по только что написанной специально для нашего театра пьесе Виктора Шендеровича. Впервые на театральную сцену в главной роли выходит Татьяна Веденеева, которую мы все знаем по телевизионной работе, а ее партнер – основатель театра Альберт Филозов. Мы считаем, что эти спектакли станут первыми ласточками. Конечно, в перспективе, мы готовы привезти и другие спектакли театра.

 

Лондонский треугольник_ред_1

– Обычно гастроли – это поезд, репетиции, спектакли, поезд… Редко, когда удается познакомиться с городом. Запланированы ли у театра в Кирове прогулки, экскурсии, встречи?

– Прежде всего, спектакли – это главное. И мы надеемся увидеть на них всех – губернатора, журналистов, любителей театрального искусства в зале. Кроме того, мы готовы провести встречу ведущих мастеров сцены с творческой интеллигенцией города в виде брифинга, круглого стола и т. д. Еще один формат, который мы предлагаем – консультации для тех, кто хотел бы учиться режиссуре в ГИТИСе, где я буду набирать в свою мастерскую в 2015 году, а профессор Александр Галибин – в этом году. Так что всех, кто задумывается о получении профессии режиссера, приглашаем на собеседование.

Что касается знакомства с Кировом, то, конечно, если останется время, мы были бы рады экскурсии по этому городу, с которым связаны интереснейшие страницы российской культуры и истории.

 

 

– Перед гастролями рядовой кировский зритель реагирует больше на медийные фамилии в гастрольной афише, чем на название самого театра. Насколько это театру на руку? И не обидно ли что отдельные актеры шире известны в регионах, чем сам театр?

– Это объективная ситуация, что российский да и мировой зритель ориентирован на звезд. И это нормально. Театр – это труппа. Труппа – это состоявшиеся мастера сцены и экрана. И если они называются сегодня «звездами» и именно на них люди покупают билеты, ничего обидного в этом для театра нет. У нас одна из лучших трупп в Москве и в России. Несколько десятилетий назад артисты становились известными через кино. Теперь – через экран ТВ. И это нормально. Должен признаться, что и меня узнают не как худрука театра, а как человека, лицо которого часто мелькает на экране телевизора.

 

 

– Герой одного из спектаклей, которые «Школа современной пьесы» привезет в Киров, – Александр Герцен. Как вы уже отметили, его судьба неразрывно связана с Вяткой, поэтому в Кирове к нему особое отношение, а, значит, и взгляд зрителей на «Лондонский треугольник» будет более пристальным. В связи с этим хочется спросить, насколько отличается приём того или иного спектакля в разных городах?

– Зрители во всем мире одинаковы. Они всегда правы. И когда какой-то театр списывает свои неудачи на то, что зрители в провинции «не доросли», мне это кажется лукавством и глупостью. Мир стал прозрачен и доступен. Благодаря интернету и средствам массовой информации границы стерты, и зрители всегда отличат художественное от безвкусицы, талантливое от халтуры. Мы не готовимся специально к встрече с кировским зрителем. Для нас он так же важен, как зритель Москвы, Вены, Киева, Новосибирска.

 

 

– Куда театр отправится из Кирова? Еще одни гастроли? Отпуск? Подготовка к новому сезону…

– На все вопросы – да. В конце июня отпуск. 20 августа открываем сезон в Москве и сразу же гастроли – Воронеж, Тамбов, Липецк, а затем Израиль, Австрия и Германия. И премьера, конечно: новая пьеса Евгения Гришковца «Уикенд». Уже репетируем.

Подготовила Юлия Ионушайте

Предыдущая статьяСледующая статья