Кировские школы накапливают опыт внедрения примирительных технологий
В кировских муниципальных школах продолжается работа по обучению всех участников образовательного процесса примирительным технологиям. Новшество, которое помогает учителям и школьникам, либо школьникам между собой достигнуть взаимопонимания, избегая или улаживая конфликты, получило название «Школьная служба примирения» и в настоящее время внедряется по всей стране.
Работа по выстраиванию гармоничных отношений внутри школьного коллектива в «Школьной службе примирения» проводится с тремя сторонами и строится на обучении технологиям улаживания и недопущения конфликтов:
— руководителей учебных заведений;
— учителей и педагогов школ;
— волонтёров-медиаторов из числа школьников.
Таким образом, все участники образовательного процесса учатся достигать компромисса в сложных ситуациях и выстраивать безконфликтные отношения.
В Кирове самый богатый опыт использования примирительных технологий накоплен в школах № 9, 14, 16, 30 и 31. Школьное посредничество, как утверждают эксперты, привносит следующие позитивные функции:
1.Создается альтернативный путь разрешения конфликтов. Уладить конфликт ученикам помогают их сверстники, тогда как обычно они используют только три возможности: обратиться к администрации школы, драться или избежать спорной ситуации.
2. Конфликт превращается в положительный, созидательный процесс. Посредничество открывает возможность сотрудничества, разрешения конфликта на основании удовлетворения взаимных интересов, а не по принципу «выигрыш-проигрыш».
3. Улучшаются взаимоотношения. Ослабляются враждебность и напряженность, присущие конфликтам, в целом улучшаются отношения между учениками и общая атмосфера в школе.
4. Дисциплина становится менее обременительной. Внедрение посредничества в школьную жизнь улучшает дисциплину, уменьшает количество исключений учащихся и их отстранений от занятий.
5. Ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения.
6. Поощряется приверженность демократическим идеалам. Участие в посреднической деятельности развивает чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливает чувство личной значимости
7. По результатам исследований, внедрение посредничества в школьную практику уменьшило число пропусков школьных занятий, случаев хулиганства и отстранения от занятий. В школах, где действовала программа посредничества, учащиеся становились более терпимыми по отношению к другим людям, культурам и этническим группам.
Очередной этап обучения педагогов и волонтёров для организации «Школьной службы примирения» начнётся в Кирове в осенние каникулы. Одна из задач службы — проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера; обучение школьников методам урегулирования конфликтов. По мнению кировских педагогов, внедрение такой практики станет ещё одним шагом для профилактики школьной преступности в целом.